АЗАРТНЫЕ ИГРЫ

 

                                                                                                         Ведь мы играем не для денег,
                                                                                                         А чтобы вечность провести...

А. Пушкин

 

                                                                                                             Еще! еще! и горы злата
                                                                                                             Уж давят видом игрока,
                                                                                                             Монет наполнена палата,
                                                                                                             Дрожит усталая рука...

А. Крученых, В. Хлебников.
«Игра в аду»

 

 

«Родители должны употреблять все средства, какие только может подсказать им любовь к детям, чтобы оградить их от этой роковой страсти, прямые последствия которой разорение, нищета, а нередко даже и преступления». Здесь и далее я намереваюсь исключительно соглашаться с советами и сентенциями «Правил светской жизни и этикета. Хороший тон». Я позволю себе только комментарии и иллюстрации к параграфам. Я не бихевиорист какой–нибудь, «чтоб выдать праздное журчанье за ради красного словца – за то, что мы не англичане, а люди третьего лица». Так что скромность и умеренность, как говорил Зороастр, нам, людям третьего лица, положена. Т.е. – он, она, они.

«Тото», «лото», Дурак Подкидной, Вятский, и переводной, игра на бирже, выборы правительства, рулетка – это не для наших детей! Оградим. Наши родители употребили все средства, и мы употребим!

Но: разберем следующий пример. Мой дедушка в одна тысяча девятьсот шестнадцатом получил изрядное наследство, включающее пару доходных домов на Невском проспекте. И быстренько, оставив бабушку дома, отбыл в Финляндскую губернию, в город Гельсингфорс, где предался этой «роковой страсти», называемой «польский банчок». Февральская революция да будет благословенно одно название ее! – уже в марте 1917 года освободила народы (и в том числе моего дедушку) из тюрьмы (в частном случае деда – за выдачу векселей уже «без покрытия»).Azartnye igry

Дедушка подошел уже к судьбоносному Октябрю гол как сокол. Бабушка, соответственно, как соколиха. Мне, честно сказать, – страшно подумать, что было бы с нашей семьей, кабы не дедушкин азарт! Посудите! Останься дед домовладелец, не профукай он прозорливо семейное достояние – его как буржуа (учитывая везучесть всей нашей семьи) безусловно шлепнули б на предмет проскрипции и конфискации в грозовом восемнадцатом, а не сгноили б в 36-м. Казалось бы, этот назидательный пример свидетельствует в пользу азартных игр? Не следует спешить с выводами! Ведь не будь дедушка в 1917-м, к вечеру октября, гол как сокол, у него б (наша фамилия отличается сообразительностью...) хватило б денег на почетный уход за бугор! Своевременно. Или – к Юденичу и др. приличным людям. Правда, азартный пасьянс генофонда разложился б не в мою пользу, учитывая то обстоятельство, что второй мой дедушка карт в руки не брал, работал по специальности резчиком надгробий и, судя по дагерротипам, был человеком глубоко моральным и высоконравственным, что позволило ему всю жизнь – до того момента, когда его с бабкой расстреляли в 1941 году немцы в городе Торопце, – прожить в полной нищете, но выведя папу в советские люди... О чем говорит этот пример? Этот пример говорит о том, что если последствием «роковой страсти к игре является разорение и нищета», то разорение и нищета могут оказаться и не следствием азартных игр, а просто так. Казалось бы, и этот пример свидетельствует в пользу азартных игр? Опять-таки – не следует торопиться! Но ведь играй мой торопецкий дед в карты, он мог бы (учитывая вышеупомянутую фамильную пруху) выиграть у моего питерского дедули наследство!!! Представляете, какой ужас! Со всеми вытекающими последствиями!!! И мировая история могла бы пойти черт знает какими вензелями, пока б не родился я, который навел в ней порядок!

Вот тут написано: «Мы видели много примеров, когда эта грустная страсть была причиной погибели целой семьи; когда она, эта страсть, окончательно убивала в человеке все нравственные начала!» Я тоже видел много примеров. (Причем я не видел много примеров обратного.) Вот – Державин. Не платил карточные долги, вы можете себе представить?! Тот же Пушкин – страсть сколько продул в винт. («В игре был несчастлив».) О Достоевском – ни слова, все слова написаны пострадавшим. Застрелился отец братьев Дуровых... Неудачливо играли: Германн, Арбенин, Коля Ростов, молодой человек из «Игрока», фамилию которого не помнит ни один из моих знакомых...

Ведь как бы все было бы замечательно, кабы Державин срывал банки, Пушкин да Нащокин шулерили с успехом, Германну и Ростову – подфартило, не говоря о счастливой судьбе неосиротевших братцев-клоунов Дуровых... Брюсов, Маяковский, Ходасевич – заядлые картежники – «гнули, Бог их прости, от пятидесяти – на сто!..» И страсть совершенно и не убивала в них все нравственные начала! Скажу о себе – если страсть к азартным литературным и прочим играм не убивала во мне все нравственные начала, пока не убила их совершенно, я б показал! Я бы задал! Ух, все бы поплясали, как я могу! Не было б погибелей целых семей, купался б в роскоши и редко шел бы даже на любимые преступления.

Ведь «главные причины страсти к игре следующие: праздность, свобода, которыми молодые люди пользуются при выборе по собственному желанию общества, предоставление в их распоряжение излишних карманных денег, многочисленность игорных домов и, наконец, жадность и страсть к удовольствиям. Сюда же можно отнести стремление к легкой наживе». Разберем и снабдим примерами «главные причины Страсти».

– Праздность. Сколько у нас, если вдуматься, праздных людей! Поэтому и играют? В азартные игры политики! Ведь если б, скажем, рош ха-мемшала занялся делом – разве ставил бы он на кон?! Особливо играя с этими фармазонами и постоянно удваивая ставки. Или, скажем, игривая Шуламит: лучше б книжку какую почитала, «Незнайку» б наконец перечла, чем заигрываться за культпросветовским (ломберным зеленым, что важно) столом с блефующими партнерами из ООП. А Ора Намир, так та вообще играет с огнем! И задором, достойным лучшего применения, – это с ее-то воображением домработницы! И соответствующим кругозором. Шла б на курсы ОРТа. Так нет же – праздность, незанятость шаловливых рук ведут их за столы.

– Свобода выбирать себе непотребное общество. Ведь есть люди, с которыми изначально – понятно – нельзя иметь дело! С ними в серсо-то не садись, не то что в коммерческие игры, вроде госбюджета! Дери, например. Ан – нет! Известно, ничего этой публике в рот не клади, не говоря о пальцах. И, тем не менее, играют с ними, и удивляются еще, что в банке недостача. А то еще – есть такие специфические игры нашей высоколобой элиты. Сойдутся тайком, все свои. Сажают справа левых, слева тоже левых, а перед собой представителей бравых организаций – вроде исполкома ООП и ревкома ХАМАСа – и играют. Причем, если «наши» играют (и, естественно, проигрывают) на раздевание, то «ихние» (играют и, естественно, выигрывают) на интерес! Одним словом – выбор общества...

А какая изумительная игра с соответствующими (заглавными) партнерами началась по поводу Русской Партии. Не запасясь шандалами отечественного литья... и играть с профи?!

– «Предоставление в распоряжение излишних карманных денег...» А вот это совсем скверно! Но еще скверней, когда денег в кармане нет и играют «на запись». В счет будущих выигрышей. На международной политической арене. Которые выигрыши – не за горами.

О жадности и страсти к удовольствиям, а также о стремлении к легкой наживе я умолчу, достаточно прочесть заголовки первых полос...

И все же – страсть неистребима. И отсюда следует – раз уж беда такая – процитировать наставления к Играм.

«Играют для забавы, и сознание этого должно исключить чрезмерную радость при выигрыше и малейшее недовольство проигрышем (...), выражение лица остается неизменным». (См. на Биби Нетаниягу. И бери пример. Абсолютно неизменное выражение лица, независимо от того, что и по какому поводу он несет.)

«За карты садятся не иначе, как по приглашению хозяина дома, и от них зависит определить цену проигрыша». (См. на Ш. Переса. И бери пример: он никогда не садится, не спросив разрешения сесть у Кристофера.)

«Нужно знать правила игр; далеко не лишним является также умение играть в шахматы, домино, биллиард и т.д.». Причем (это следует напомнить по поводу поселенческих, например, игр в городки) не следует пользоваться в забивании козла кием, а при рокировках играть в дамки, когда вокруг мат, и мат, и мат.

«Считается хорошим тоном в момент начала игры приветствовать легким наклонением головы тех лиц, с которыми играют». А не закладывать голову в петлю.

«Вежливость требует, чтобы мужчины (генералы) собирали со стола карты (особенно военные, стратегические и тактические. – М. Г.) и освобождали от этого труда дам». (Например, тех же Шуламит и Ору или Рамона, не говоря уже о министрах от МАПАМа.)

«Не должно разговаривать за игорным столом с лицами, не участвующими в игре». С российскими дипломатами, например. Особенно если учесть, что переговоры все равно – равно не подготовлены обеими сторонами. Нам нечего сказать, русским нечего спросить... «Выигравший игрок обязан предоставить возможность отыграться своему сопернику». Следует обязать не забыть этот пункт Арафата, Асада, а также аятолл и Саддама Хусейна. Я, правда, беспокоюсь, – у них такая девичья память...

«Если вы, проиграв, остаетесь кому-нибудь должны, то обычай требует уплатить этот долг самое позднее за первые двадцать четыре часа».

Примечание для лидеров «русской» партии! Иначе вам будет «включен счетчик» – старинный (old) русский (new russians') обычай (traditions of mafia)!!! И не забывать, что кто ее обедает, тот ее и танцует. Для них и продолжение цитаты: «Обычай этот строго соблюдается всеми играющими. Не уплативший карточного долга теряет более того, сколько он проиграл, так как за неплатеж он теряет доверие». Такие дела. (Но обсуждению проблемы долгов мы посвятим следующую лекцию.) Продолжим цитировать правила: «Мужчины должны помнить, что игра с дамами большей частью должна быть игрой в поддавки. Играя с дамами, нужно не выигрывать, а только стараться как можно менее проигрывать». (Имевшие дело с нашей главной госконтролершей Бен-Порат, ох, как они настрадались, пытаясь выиграть!)

И последнее наставление:

«Не зная цены игры, не садитесь играть, тогда вы рискуете очутиться в очень неловком положении».

«Не стоит проигрывать больше той суммы, которую вы определили для проигрыша».

«Потеря самообладания в игре – признак дурного тона, если вы чувствуете себя не в силах не сердиться на какого–нибудь дурно играющего партнера (коалиция. – М. Г.), то постарайтесь не играть с ним, вежливо и под каким–нибудь благовидным предлогом уклонившись от игры».

«Ежели вы сами чувствуете, что дурно играете, то не играйте в эту игру вовсе или же, по крайней мере, предупредите об этом с полной откровенностью тех, кто просит вас играть, сознайтесь в своей неопытности и в возможности промахов в игре. Заглядывать в карты игроков очень невежливо».

Все ясно? Тогда – ладно, черт с вами, играйте! 

 

 


Окна (Тель-Авив). 1995. 16-22 марта. С. 12. 

 

 

Система Orphus