ДОЛГИ

  «Если вы оказываетесь жертвой
недоразумения, отнеситесь к
этому с улыбкой».

Барон де Мель.
«Учебник жизни»

 

Всю жизнь, сколько я себя помню, я должен. Так что такого спеца в области взаимодействия с кредиторами еще поискать. Читываю я всяческие правила хорошего тона, пособия, руководства – и хохочу, бывало, до утренней Авроры.

 

 

(Между прочим – О. Уайльд действительно был заключен не за известные секспристрастия, а по вполне почтенному поводу... Стоит призадуматься...) Хохочу, слезы утираю.

Сколько долгов я не отдал, не возвратил, зажилил! Сколько долгов с меня невостребовали Судьба, Обе матери-Родины. Цивилизация, Литература, Сестры Тяжесть-и-Нежность, Сестра моя жизнь и Враг мой брат мой!

Посему во всем в нижепредложенном вашему высокому вниманию сочинении – я буду исходить из своего собственного богатейшего опыта взаимонеотдавца, а не неправильно интерпретировать хороший и полезный опыт чужих неприятностей.

Что и кому обычно должен средний я человек?

Он, бедолага, как правило, должен: отдавать себе отчет в том, что; деньги; возвратить ссуду; отчетливо представлять; нанести ответный визит; улыбаться по утрам и вечерам; чтоб все в нем было прекрасно; уважать старших; отдать (всегда) последний долг; повышать знания; настойчиво, блин, овладевать знаниями; уметь за себя постоять; уметь ответить; уметь промолчать; быть способен на Большое чувство к; остерегаться внебрачных связей; любить детей, собак, (беззаветно) родину; вернуть долг Сохнуту; платить алименты; учить иврит; знать и уметь свой край; соблюдать кашрут; обладать маломальской чем-нибудь; не пить, не курить, не выражаться; не брать денег в долг, не давать в рост; не жадничать, ни ерничать, не лягаться, не скрипеть зубами; помнить, как дважды два; зарубать на носу; быть деликатен, тонк, пытлив; если нет масти – класть козыря; не стоять под стрелой; предъявлять в открытом виде; пропускать вперед. Все: больше он ничего не должен! Я вас уверяю.

 

Того ж, кто произнес «Поэт должон страдать», –
Найду в аду. Чтобы по рылу дать.

 

Я вас уверяю! Все остальные поводы быть должным – вздор. И отсюда следуют выводы. Первый генеральный вывод, следующий отсюда: все, чего ты не должен, – ты не обязан. Второй генеральный вывод: от всего, что ты должен, следует по возможности уклониться, ибо отдать ты все равно не в состоянии. Третий генеральный вывод: прежде чем отдавать долг, подумай – можешь ли ты его отдать и как этого избежать. Из вышеприведенного перечня-прейскуранта долгов – наглядно вытекает, что долги бывают трех категорий – денежные, нравственные и мелкие.

Денежные долги. Они, в свою очередь, бывают портящими кровь и – наоборот – просветляющими. Портят кровь долги частным лицам, друзьям, бывшим супругам, детям. Просветляющими являются долги государству, банкам и прочим ростовщикам. С увеличением суммы задолжности прямо-пропорционально растут реноме, общественный престиж, финансовые возможности, влиятельность и обаяние неплатежеспособного клиента. Все это имеет под собой вполне корректное обоснование. Ежели субъект столь ловок, умен, обаятелен, что ему – на фуфу – открыт раз был кредит тупой, т.е. серьезной инстанцией, значит, он стоит этого и всех последующих кредитов.

В конце концов, Хлестаков – бешено способный господин, и только косность госаппарата не создала ему возможностей, соизмеримых с его калибром (см. дело Дери). Престижные долги ни в коем случае не следует отдавать. Долг по льготной ссуде красен именно неплатежом. Нельзя даже подать повода: возвратя долг этой категории – вы немедленно разоритесь! Ибо слух о возвращении подобной задолженности сокрушит вашу репутацию серьезного и прочностоящего на ногах человека с яйцами. Попытка вернуть деньги – резкая сдача сильных позиций. Предполагается, что если вы взяли деньги в долг, у вас эти деньги есть – тем самым вы человек обеспеченный. Т.е. – сильный, богатый и счастливый. К которому можно, конечно, обратиться на предмет взять у него денег, например, в долг... Но ведь как-то неудобно, право ж...

Привожу пример. Вы взяли, верней, вам дали миллион. (Судьба миллиона нас ни в коей мере, приложимо к нашему повествованию, – не волнует. Допустим, вы его проиграли в секу. Или вложили в акции.) Дали миллион – сами виноваты. С виноватыми надо построже. 

У вас есть три хороших выбора. Dolgi

Убежать с награбленным. Это правильное, хорошее решение. Однако не идеальное: убегать хлопотно, да и не достойно настоящего мужчины, даже если не найдут. Поэтому лучше жить поживать и добра (проценты) наживать. Значит, надо никуда не скрываться, а убедить под ссуду дать вам ссуду на покрытие ссуды (частный случай концерна «Кур». Кодовое название: «Хуцпа исраэлит»). Ссуды такого типа выдаются с легкостью, а платных гарантов на такую ссуду (заем) пруд пруди (я – лично согласен, а я не дурак).

Третья, еще более удачная возможность – это удовлетворенное предложение ввести вас как лицо заинтересованное в правление той организации, которая вас профинансировала (частные случаи недавних панам с Сохнутом, Гистадрутом и тому подобными кормушками).

Так что, если вам дали в долг миллион, не горюйте ни в коем случае: все уже хорошо. Значительно хуже обстоит дело, если вам еще не дали миллион в долг. Тогда вы – прямо как я, – тогда дело швах. И долги ваши – портят вам кровь, не дают по ночам спать телефонными звонками неблаговоспитанных кредиторов, и вообще – чреваты. Мой громадный опыт отдачи долгов вам безусловно пригодится. Внимайте, шма Исраэль, внимательно.

Долги этой категории надо отдавать. Их надо отдавать, зарубите это себе на носу и завещайте детям! Их надо отдавать все время, почти ни на что не отвлекаясь, сделав это своей профессией. Отдавать долги – это почтенное занятие, это престижно, это «ин». Но сначала – о том, как их брать и у кого.

Брать в долг следует только у того, кого не жалко ни капельки. Таким образом, из категории человечества отсекается приблизительно 99,6-99,8 процентов потенциальных давцев. Имейте в виду, что долги придется отдавать! Подчеркиваю: от-да-вать. Не возвратить – а от-да-вать! Бестолочи. Поэтому выбирайте наиболее пригодных к вашему отдаванию их – их, ваших долгов – им. Выберите самое несимпатичное лицо. Лучше гойской национальности – этому нас учит Тора и пасхальная агада. Помните изумительный эпизод с... ну да что там – «А сыны Израиля сделали по слову Моше и взяли в долг у египтян вещи серебряные, и вещи золотые, и одежды... А Бог дал приязнь народу в глазах египтян, и те давали им, и опустошили Египет» (Пятикнижие Моисеево. Шмот 12, 60) – или еще откровеннее: «Скажи народу: пусть возьмет в долг каждый у знакомого (египтянина) и каждая (женщина) у подруги (египтянки) серебряных вещей и вещей золотых». Ясно? Бог знал, что говорил. И – самое главное, Б-г з-нал к-ому г-оворил!

Как только вы нашли самое несимпатичное (см. выше) лицо, скоренько берите в долг. Вещей золотых и серебряных, 100 шекелей до получки, велосипед и прочие полезные вещи, ценности и предметы.

Лучше всего это делать с утра, если встанете и достанет силы воли выйти из дома в Египет. Никогда не берите в долг мало, это настораживает. Никогда не берите в долг надолго, особенно у молодых людей и девушек: они не дадут, полагая, что им еще жить-и-жить. И наконец, никогда не берите в долг под честное слово, лучше оставить залог: адрес наиболее нелюбимого приятеля, приятное воспоминание о себе, молитвенные принадлежности.

Как отдавать долги? Прежде всего – усвоить, что отдавать долги следует однокоренно – т.е. по возможности долго. По возможности очень. Вечно. По возможности. Ад меа ве эсрим! Ни в коем случае не стоит избегать кредиторов, игнорировать их духовные запросы! Взял в долг – не чурайся общества своих жертв, не оставляй их вниманием. Если позволяет скромный достаток – будь с ними щедр, приглашай их в дорогие рестораны, покупай им бриллиантовые запонки на день их доброго Ангела. Ухаживай за их женами, дочерьми, падчерицами. Дари им что-нибудь с дарственными надписями, посвящай им кантаты, эпитафии.

Рекомендуемый образец надписей:

«Высокопочтимый N. бен-N.! Вместе с приносимыми со всех сторон приветствиями по случаю совершившегося в йом шиши пятидесятилетия нашего с Вами долга Вам усердно прошу принять и мое искреннее поздравление при самом душевном пожелании Вам, досточтимый юбиляр, доброго здравия и новых сил на пути служения человечеству, пути, на котором Вы уже полвека подвизаетесь с такой заслуженной славой»

или

«Многоуважаемый М. бар-М.!!! Прошло полвека с того дня, в который Вы, открыв мне кредит, посвятили усовершенствованию моего финансового состояния все силы Ваши, энергию и средства. Начиная дело, Вы не убоялись тех крупных материальных затрат и, наконец, тех многочисленных, часто почти непреодолимых преград, которые обыкновенно сопровождают каждое крупное мое начинание. Вы смело шли навстречу невзгодам...» и т.д.

И наконец — Эпитафия.

 

«Здесь упокоен кредитор по Воле Свыше.
Я обязательно верну. Целую. Миша».

 

Очень рекомендую знакомить своих кредиторов между собой, создавать для них клубы, игровые площадки, тайные общества, печатные органы, выписывать им «Новости недели» и другие некоммерческие издания. Следует заботиться и об экономическом благосостоянии опекаемых кредиторов (голодный кредитор-шатун очень опасен!!!). Встречать кредитора следует с улыбкой, провожать по одежке, предлагать заходить еще и немедленно менять адрес. Но не следует впадать в крайности. Я знавал даже одаренных людей, которые заводили от кредиторов детей или даже, что совершенно недопустимо, накладывали на них руки! Руки прочь от наших кредиторов, господа хорошие!

Неправильный уход за кредиторами, несвоевременное и неполноценное кормление оных, несвоевременное удаление им чего-нибудь, даже если операция сообразуется с требованиями видов строго экстерьерных пород, – чреваты необратимыми осложнениями, как правило приводящими к выбраковке.

Я плохо жил с кредиторами. Я жил в плену. О чем дважды поделился с читателями в своем «Дневнике писателя». Вот как я поделился:

 

«Пришел домой со свитком Торы.
Дошел до сути. Входят кредиторы!»

 

О том, как следует отдавать долги категории «нравственные и мелкие», – как-нибудь в следующих лекциях. А пока – остерегайтесь непродуманных поступков в тонком деле взаимодавства. Ибо сказано:

 

«Даже плевенький ящик Пандоры
За долги унесли кредиторы».

  

 


Окна (Тель-Авив). 1995. 6-12 апреля. С. 12.

  

 

Система Orphus