О книгах

 


Книга о вкусной и нездоровой пище, или еда русских в Израиле: Ученые
записки «Общества чистых тарелок». [Предисл. А. Макаревича]. Оформл.
В. Калныньша. М.: Время, 2006. 461, [3] c., илл. – 2000 экз.

 

Из всех газетных писаний М. Генделева – а было их много и были они весьма разнообразны – мало что пользовалось такой популярностью, как кулинарные колонки, выходившие под общим заголовком «Общество чистых тарелок».

Где-то на дальних горизонтах прошлого маячили предшественники: П. Вайль и, что характерно, А. Генис с «Русской кухней в изгнании». Но Вайль и, что характерно, Генис были – как и подобает русским изгнанникам добротных еврейских кровей – кондово традиционны в выборе блюд и гуманитарно-культурологичны в кулинарном своем видении.

Генделев же писал не поваренную книгу и не русскую кухню в послании, а кулинарную прозу. Причем «веселую и лихую», по выражению музыканта и певца А. Макаревича, сочинившего к его книге предисловие. Так и тогда на русском языке о кулинарии не писал никто, да и сегодня едва ли кто пишет.

За годы работы в газете «Вести» (1991-1996) кулинарной прозы накопилась изрядная стопка. После же началась традиционная генделевская история с покупкой и перепродажей прав на издание, утратой архива статей, поисками пожелтевших газетных номеров по дружеским кладовкам. Затем Генделев вознамерился «прописать пропорции» и удельный вес ингредиентов, но так и не собрался это сделать.

Только в 2006 г. том кулинарной прозы, в солидном твердом переплете, вышел в московском издательстве «Время».

Читая эту книгу, следует помнить – Генделев писал о том, что сам умел делать превосходно. Его кулинарный талант и фантастические застолья ценили не только бесконечные гости, но и знатоки: тот же Макаревич, сам изрядный повар и многолетний ведущий кулинарной телепередачи, или И. Лазерзон, один из виднейших кулинаров России.

Но умения автора наложили на книгу свою печать. Генделевская кулинария предполагает немалое кулинарное чутье, вдохновение и импровизацию. Поэтому, если у читателя тот или иной рецепт «по-генделевски» даст на выходе неудобоваримое нечто вместо почек сотэ, расстраиваться не стоит. 

 

 

Система Orphus