Разное

...ПЛЮС ЭССЕИЗАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ,
ИЛИ МАЛОЕ ЗАВЕЩАНИЕ СПЕЦКОРА В СНГ

 

 

Статью о политике Гондураса принято начинать с описания глубоких личных переживаний (не забыть слово «лизинг»!).

Очерк о вратаре – с описания меню его переваренного третьего дня полдника и сообщения, что лично – из переваренного – любит поедать, ланчуя, спортжурналист. А что – нет, не любит – ни за что, ни за папу, ни за маму, особенно перепелиные яйца.

Анализ событий в Таджикистане следует производить в стилистике клятвы на Воробьевых горах, а о падении акций «Ляпсус и Ко» в жанре «Песнь песней» с прихлопами.

Завещаю: Без цитаты (ошибочно приписанной Лермонтову) «Эльчибей уже на пике, а казак без головы» лучше не садиться к компьютеру за передовицу.

Завещаю: «Шекель, робкое дыханье...» – отличное название для статьи на любую тему злобного дня: об инфляции, проституции, коррупции, эмиграции и гайморите. В конце хорошо рассказать похабный анекдот. Даже обязательно.

Завещаю: Удивительную непринужденность стиля, сродни КВНу – зоотехникум против заочной Академии Пожарного Дела, в середине бравых шестидесятых, с ВПШ в жюри и плачущей от счастья мамой капитана за винегретом.

Завещаю: проверенный – мин нет! – замечательный метод. Взять шутку Задорнова, закавычить в идиш, и каламбур все снесет – он терпеливый. Фактология – О (ноль), информация – садитесь, три.

Завещаю в пользу бедных.

Словарь: ильф-и-петров со словарем блатной музыки, хорошо б подпустить матюшком... Интонация: чего изволите? Или наоборот – в деснице – перун, в зубах – бритва-мойка; нагайка у седла. Пафос зала ожидания. Синтаксис авторский, восклицательные с вопросительными до границы колонки, грамматика корректорская, орфоэпика для логопеда.

Интеллектуализм сочинителя – ростом с крылатые слова и выражения женского отрывного календаря. Любимые жанры: донос, плач, заклятье, стеб, полемика. Цитировать вражину не принято, лучше сразу по чавке. Главное – ирония: «Вчера мы хоронили резервистов...»

Громовым хохотом воспитанный читатель должен встречать любую (!) рубленую фразу: хи-хи – территориальной полемике, хи-хи – эпидемии лептоспироза и панихиде по замученным: «Гул затих, рав вышел на подмостки», – так легче читать.

Пот натужного шутовства, старание выпендриваться, неглиже с отвагой.

Новая волна журналистики. Называется – личностная якобы журналистика. Эссеизация. Тут я, уважаемые коллеги, сразу отметаю «Сам-то хорош!».

Во-первых, порой и – хорош; во–вторых, я не соблюдаю ваших правил игры в литературку. Да, с моей нелегкой руки и развелась на страницах эта дичающая стилистика пост- модернистской полупрозы-полупублицистики. (Но подражать стилю нехорошо, да и не получится.)

Во-вторых, сочинительство все-таки дело личностное и предполагает персонаж (или маску) и установление и декларирование дистанции между ним и автором. А я особых личностных достоинств у плеяды через одного не замечаю: паршиво пишете, господа! Не культурно и не остро, а интеллигентненько и пошленько. И наконец, «новая волна» давно в цивилизованных странах сошла на нет, ушла в песок. Нет ее, этой Новой Волны.

Хорошо было бы опомниться, редакторы, и в разделе «политология» не печатать публицистику, в отделе «факты и аналитика» – вздорных измышлений, а в разделе «полемика» – мнение стоматологов о поэтике и друг о друге.

И не называть эссе любую попытку изложения не в рифму. Простите мне мой тон, условно уважаемые колллеги. И простите мне мой стиль, вполне уважаемые читатели, в конце концов, читать меня или не читать – дело вкуса и аппетита. Можно и не читать. Некоторые так и поступают – не для них пишу.

Но давайте чуть-чуть займемся проведением демаркационных линий: котлеты отдельно – мухи отдельно. Отдельно! – а в неотличимой стилистике Луцки-Прилуцки-Слуцки-Тро- паллер-Маша Пивоварова – и – Мириам – как ее... – Беленький. Ведь все равно не получится, как у больших. А вот теперь об эссе, эссеистике и эссеизации.

Пожалуйста, не принимайте эссе за жанр школьного (на заданную тему) сочинения, написанного немолодыми людьми. Эссе – жанр нетрудный, в очень большой степени художественный и в полном смысле слова персональный. Жанр, порожденный культурой последнего века, почти заменивший романистику или по крайней мере поотодвинувший традиционный роман – локотком. Это приключенческий жанр – очерченное пространство приключений мыслей и идей.

Политическое эссе отличается от политической статьи ровно на авторскую задачу и место в решении этой задачи самого автора. Политическая статья претендует на объективность, эссе декларирует субъективность.

Политическая статья манипулирует фактами, политическое эссе – идеями. Ну и т. д.

Подобно обстоит дело и с эссеистикой культурологической, историософской и проч.

А «новая персональная журналистика» процветает в нашей русскоязычной прессе просто по попустительству: именно за дефицитом персон. Дефицита персон профессиональной журналистики, профессионалов простого репортерского дела, наделенных культурой письма и емкостью речи.

А теперь о жанре, в котором написано это сочинение. Это – не эссе. Повторяйте за мной, три-четыре: «Это не эссе». Это публицистическая статья. Поупражняйтесь в повторении пройденного – а я временно вас покину, я поехал в СНГ. Надоели вы мне, коллеги. Спасибо за внимание.

 

 


Окна (Тель-Авив). 1993. 29 июля. С. 14.

 

 

Система Orphus