О литературе

Журнал «Слог»

 

В минувшее воскресенье литературный клуб принимал редакцию нового журнала.

Журнал, выхода которого ожидают в середине марта, называется «Слог». Редакторы этого журнала Илья Зунделевич, Исраэль Малер, Владимир Тарасов и составляли редколлегию этого журнала. Предполагающееся приложение-вкладыш, отведенное не литературно-историческим актуалиям, но современной живописной культуре, представлял известный иерусалимский художник Анатолий Басин. Он же и редактор «Чисел» так должен называться вкладыш. Что же собой представляет готовящийся к печати журнал по мысли его соредакторов?

Это издание современного спектра литературного авангарда как России (Метрополии), так и эмиграции. Кроме того, страницы журнала будут отданы материалу, недоступному русскочитающим, редкие переводы, архивные материалы, мемуары. В портфеле журнала «Слог» (а вчерне, по заявлению его редакторов, собраны и почти готовы шесть номеров, про запас...) такие удивительные интеллектуальные деликатесы, как письма Джойса к жене, рассказы Роб-Грийе, «27 правил Лоуренса Аравийского», воспоминания Джона Беннета о первых его встречах с выдающимися мистиками 20 века Петром Успенским и Георгием Гурджиевым... Предполагается публикация и современных авторов, как то: Леонид Губанов, Геннадий Айги, Игорь Холин, Генрих Сапгир и др. Журнал ни в коем случае не должен представляться коммерческим изданием. По декларации редакторов-издателей, ни один материал идеологического, политического или коммерческого свойства не найдет себе места на страницах «Слога». Только и исключительно произведения, имеющие литературно-художественную ценность. Никакой сиюминутности, никакой публицистики.

На встрече с членами клуба поочередно рассказывали о принципах комплектования материалов, о проекте обхождения экономических трудностей, связанных с изданием некоммерческим. На вопрос, какой принцип: культуртрегерский просветительный, принцип исторической ценности материалов и т.п., будет положен в основу издания, все четверо сидящих на сцене редакторов в тех или иных выражениях дали понять: собственный вкус. Их редакторов собственный вкус.

Нельзя сказать, что выступающие, провозгласившие образование нового небывалого журнала, новички в издательском деле. Довольно долго Илья Зунделевич и Исраэль Малер буквально «способом холодного самиздата» выпускали чрезвычайно забавный, резко-необычный по форме, подлинно авангардистский журнал «Ситуация». Номера этого «журнала» редкость сегодня библиографическая.

А Владимир Тарасов был соредактором одного из самых интересных изданий современной литературы, альманаха «Саламандра», причем обе книжки этого альманаха (изданного в соавторстве с Сергеем Шаргородским) отличают и подлинный вкус, и изысканность, и интеллектуальная смелость как в композиции текстов, так и в подборе авторов.

В процессе обсуждения, пожалуй, уже даже и не проекта, но издания любопытствующие из числа публики ИЛК были утешены наповал репликой одного из редакторов на каверзный вопрос: «А зачем, собственно, вам это надо?» резким ответом: «А так!.. Хочется!..»

Однако, с моей точки зрения, никакого легкомыслия за проектом готовящегося издания предполагать не стоит. Полагаю, что на современном рынке, безусловно, есть место подобному изданию бодрому, несколько эпатирующему, толерантному и интеллектуальному... Потому что наш единственный «толстый» литературный журнал «22», в номерах которого акцент все же падает не на живую литературу, а на публицистику, критику и политологию, не может полностью перекрыть все пространство интересов израильской русскоязычной аудитории.

Справки о возможности приобретения журнала, а также добровольные пожертвования этому в полном смысле слова гуманитарному начинанию в иерусалимском книжном магазине, находящемся в помещении Культурного центра евреев выходцев из СНГ, что на ул. Штраус.

Тема следующего собрания семинара ИЛК, которое состоится 31 января, научная фантастика (ведет Майя Каганская).

 

 


Вести (Тель-Авив). 1993. 28 января. С. 14.

 

 

Система Orphus