О литературе

Дух и буква

 

 

В Мишкенот Шаананим в прошлое воскресенье имел место вечер собрание секции прозаиков Иерусалимского литературного клуба. Вечер редкий по крайней мере, по жанру и стилю: «Дух и буква ненаписанной книги Льва Меламида».

Лев Меламид персона в русскоязычном Израиле заметная. Сегодня он чрезвычайно авторитетный газетчик редактор и журналист. Полтора же десятка лет назад фамилия Меламид устойчиво располагалась в ряду имен израильских прозаиков, пишущих по-русски: 3. Зиник, Ю. Милославский, Я. Цигельман, Л. Гиршович, М. Зайчик, Э. Люксембург, Д. Маркиш, Ф. Розинер, С. Шенбрунн. Иных уж нет, а некоторых не жаль.

«Сладкая жизнь Никиты Хряща» так называлась первая повесть Льва Меламида, напечатанная на языке оригинала в тогда еще израильском журнале «Время и мы», несколько раз переизданная, переведенная и вышедшая аж по-французски в Париже. Дело было в 1976 году.

Лев Азарович Меламид был по тем временам писателем-авангардистом.

Меламид напечатал еще несколько рассказов и новелл и замолчал. О чем я лично жалею. Прозу его отличала некоторая нарочитая наивность, но облагал он интонацией своеобразной, и наблюдалась повышенная точность в расстановке психологических акцентов. Некоторая психологическая тонкость в решении задач чисто художественных. Подчеркнутый эстетизм. И отличался автор известной литературной смелостью.

К сожалению, работы Меламида не увидели свет в качестве сборника, собрания, одним словом, книги. Полагаю, что в этом отказе от традиционных форм существования писателя «книгописательство, тяжелый литературный труд, работа над словом» предполагался сознательный писательский жест, поступок. Полусуществование литератора на грани официального признания как литературный прием? Что ж, это не худший способ персонального хэппенинга театра для себя, театра одного зрителя, способ жизнестроительства, разрешения персональной экзистенции.

Как бы то ни было, вечер, затеянный ИЛК и Львом Меламидом, вечер, снабженный столь заманчивым анонсом, предполагающим вроде бы столоверчение, камлание, духовидение и прочую занятную фигню, привлек довольно многочисленную публику в зал «Фишер».

Зал по этому случаю затемнили.

Свечи.

Дух книги писателя разговаривал вы будете смеяться голосом автора. С микрофонным потрескиванием, долженствующим обозначать потусторонность. Жанр знакомый. «Пророк Самуил отвечает на вопросы публики».

К сожалению, весело и азартно придуманный ход, иронический прием замаскировать диалог автора с публикой под якобы мистическое действие реализован был довольно неуклюже. «Подозрительная это штука плохо отрепетированные экспромты», сказал классик и был прав.

Из-за слабой подготовки сценария и неточности распределения ролей (а также «усталости» исполнителя) вечер прошел скучновато, хотя удачные, а иногда и совсем смешные эпизоды все же имели место и время. Публика, признаться, была повеселее автора... Вопросы Духу задавались самые неожиданные, местами рискованные; литераторы и гости резвились, как могли. А закончилось все раздачей автографов.

Следующее заседание ИЛК семинар юмора. «Марк Галесник и Компания» презентирует новый второй выпуск альманаха «Бесэдер?» «Кама зман ата ба-арец-2?» Начало в 20.00, в воскресенье.

 

 


Вести (Тель-Авив). 1993. 18 февраля.

 

 

Система Orphus