![](../../images/%20-1.jpg)
Последнее собрание Иерусалимского литературного клуба открыл, вероятно, самый авторитетный в современном мире специалист по русской литературе 18 века – проф. Илья Серман. Филологический семинар ИЛК. Докладывал д-р Михаил Вайскопф, руководитель семинара, этого существующего уже почти десяток лет сообщества «высоколобого» русского Иерусалима.
Д-р Вайскопф, чьи основные труды посвящены фундаментальному исследованию творчества Гоголя, – автор оригинальной концепции гоголевского «метасюжета». Тема прошедшего заседания – «Русская идея и имперский романтизм». Тема, несмотря на формальный академизм изложения, представлялась остросовременной в свете того пристального и пристрастного интереса к проблематике русского национализма, интереса, который провоцируется и современной ситуацией в погруженной в хаос России...
По Вайскопфу, корни «Русской идеи» прослеживаются в соединении социального и шовинистического руссоизма с немецкими мистическими идеями рубежа 18-19 вв. Разбирая генезис знаменитой уваровской формулы «православие, самодержавие, народность», докладчик определил, проследил и истолковал новые отношения, сложившиеся в первых десятилетиях 19 века между православием и идеологией «Священного союза», увязав с ними влияние католического провиденциализма эпохи Реставрации и католических же социальных теорий 30-х годов.
Утопия «официальной народности» трактуется им как российский государственный ответ на европейский христианский социализм 30-х годов, как некий «монархический демократизм» в пику дворянской околодекабристской фронде.
В официальной доктрине николаевского режима, по мысли Вайскопфа, трансформируются идеи позднего, в первую очередь германского, романтизма о слиянии мечты и действительности – речь идет о синтезе разнородных культурных традиций. Родиной этого грядущего синтеза (по распоряжению начальства и лично Николая Первого) должна и обязана стать Российская империя – «Будущая Россия».
Это развитие официальной доктрины того времени и дало социальные мифологемы: «Всемирность русского человека», отождествляющаяся с бесконечностью русских просторов; отсюда – «Бесконечность», которая и есть суть «Русской идеи» – означающая бесконечное движение вперед. Компоненты этого мифа: «Богатырство – олицетворение России, «Лихая тройка» – символ русской динамики, «Заунывная песня» – тяга к бесконечности...
Понятно, что подобные вкрадчивые, но вполне атакующие тезисы не могли не спровоцировать бурной, а порой и пламенной полемики. Высказывались аргументы «про» и «контра», проводились аналогии политического и исторического свойства, протягивались ниточки к современности... С критикой и комментариями выступали: И. Серман, В. Орел, М. Каганская, М. Генделев, Е. Толстая, М. Шнайдер и многие другие. Академическая тема развернулась в живую, остроумную, порой резкую дискуссию, как, впрочем, почти всегда бывает на семинарах Клуба.
Следующее открытое заседание ИЛК – поэтическая студия. 22 декабря читать сочинения будут Гали-Дана Зингер, поэтесса непростая, с прихотливой поэтикой, и Михаил Генделев, вообще читающий крайне редко. Настоятельно рекомендуем.
В четверг, 21 ноября, в рамках Генделевских чтений Зеев Бар-Селла выступит с докладом «От фонаря: Литературный Ленинград (Зощенко, "Аристократка")». Доклад состоится в Доме русской книги «Исрадон» (ул. Агрипас 10, Иерусалим). Начало в 19:30. Убедительно просим не опаздывать.