О литературе

ЭЙЗЕ РЕАХ ШЕЛЬ РУСИМ,
ИЛИ АПОЛОГИЯ БАЯНА

 

          Мама, мама, купи мне травки,
          Мне надоели ежедневные пьянки,
          Мама, мама, забей мне косяк,
          И, если хочешь, сними пару тяг.


 Альманах «Ништяк», стр. 30

 

Общая тематика, т.е. набор и выбор тем альманаха, штука обычная, не скажу – естественная, что-то вроде «ветераны ВОВа о взятии Тамбова», а если все это еще и пятистопником с мужской перекрестной рифмой и сержантским словарем, то или инвалиды катать могут только так, а не иначе, иначе не могут молчать и на сем стоят, или корифей-редактор-составитель такой у них; или, что, собственно, не изви­няет ни первого, ни второго, – поэтика, значит, у них коммунальная, сугубо смеж­ная, как санузел. Последнее – подчеркнуть. Дело ведь не в том, что «баян» он и есть «баян», а «белое» оно наоборот отнюдь – не «черное». Дело в том, что, казалось бы, когда в кайф, то ништяк, это – без вариаций, но не тут-то было. Сочинители «Ништяка» – альманаха с подзаголовком «проза русского литературно­го подполья» – кайфом не поделились: не до кайфа. Тут, видите ли, – литератур­ные амбиции, полиграфия и обложка. И тираж, наивный, впрочем. Я, со своей сто­роны, кайфом тоже не поделюсь: кайф не пришел, не хохотал я заливисто над замыслом-слезами-обольюсь, не хохоталось мне русалочьим смехом, не убегалось ликовать в поле, хватаясь за березы. Может статься, и даже наверняка, я не люблю слово «подполье»: в подполье мыши, крысы и сыро. Зачем нужно писать в подпо­лье в 1997 году от эРХа в Израиле – ума не приложу, неохота и не верю. На тебе бумажку, на тебе авторучку с кровью, на тебе солнышко бесплатно – сиди, выяв­ляй творческую индивидуальность и групповые пристрастия. Во-вторых, я не люблю слово «русское» в приложеньи к сифрут яффа, если оно не про завалинки и не для завалинок. В-третьих, я не люблю, когда скучно. Но это проблемы декларации, а не самого сочинительства г.г. Муха, Святого Егория, маркиза, Пчела, Галушко Алексея, Аристарха Автурханова и м-м Совушки. Их проблемы носят узколитературный характер: как лучше, чтоб не вырубить топором, и что из всего этого получилось. Непростодушный, но мало осведомленный о лифтяном быте исследователь (в нашем случае – «натуралист») сделал бы вывод, поспешный и неправильный, что он, читатель, реципиент прекрасного и литературовед, столкнулся с эдаким литрозыгрышем единого авторства, из-под которого розыгрыша группового псевдонима торчат уши (2 шт.), ноги (2 шт.), ум (1 шт.), вкус (зияние) и рука одного (1 шт.) полу­дилетанта, пробующего свое перо на чем ни попадя – от забора-палимпсеста (плохоотскребанного, свежекрашенного, но все того же литпространства авангарда 60-80-х гг., см., например, очень смахивающие на опусы тихого дона Волосипьяна – московско-парижские развлечения, скажем, Вагрича Бахчаняна или концепты смогов и визуальщиков начала семидесятых: «Аполлон-77», «Эхо», «Ковчег» и т.д. и т.п. и имя им легион) до кибировского сортира, с остановкой в пенсионерах-митьках и пионэрах летовщины. Похвально, что коллективный автор, то бишь «Большой Лифтовец», не только что-то писал, но и что-то читал (скорее, ему пересказали). Менее похвально, что «Большой Лифтовец» не отличает то, что пишет, от того, что читает, литературу от своей литературы и себя, любимого, от своей литературы – особенно. А отличает ли Белый Пчел себя от Черного Муха, особливо по утреннему отходняку – это их личное дело, опять же – для разбора оно так удобней чтоб: Православие, Самодержавие, Народность, чтоб: один автор, одна поэтика, один ландшафт. О сем и сообщаю: триада выполняется безукоризненно.

Итак: тема – одиночество. Но не в культуре там, в литературе там (с ума сошли, что ли?), нет – в быту. Небольшого роста такое подростковое одиночество. Экзистенциального, прошу прощения, разлива (Мух, чья публикация «Очерки Лифты» ниже критики, т.е. отчетливо бездарней его книги «Первое марта кислотной весны», Аристарх Автурханов – «Мертвая зыбь», Волосипьян – «Гольфстрим», Пчел, Совушка...).

Атрибутика: ну какая на фиг атрибутика, если

 

Тридцать кубиков воды,
Пачку синьки растворили,
Десять уксуса долили,
Марганцовки гаражи,
Отсчитав их два, смешали,
Помешали, помешали,
Лихо куклу навертев,
Выбираем сладкий джефф!

 

                                (Св. Егорий. «Танки идут на хуй»)

 

Герой. Тут сложнее. Герой-то человечек неплохой, автором не без брезгливости обожаемый. И этот – не по уровню обожаемости (чем не отличен от любого другого персонажа от Рязани до Казани), а по жисти своей израильской, бравурной да бравадной – герой вдруг усложняется и становится (Галушко, «Действующих лиц – нет!»; Автурханов, «Мертвая зыбь»; Пчел, «Альпарачи») рассказчиком, автором – чем и интересен. Он говорящий и думающий – этот герой. И мир ему не нравится всерьез, и про любовь он чего-то там нажил, и эмоция – есть она, эмоция – темой (см. выше) становится эта его эмоция: неполадки с невсеобщим мировосприятьем.

Сюжет: не интересен, ибо задан. Тоже – жанры: стебовые мемуары.

Стиль: с фестончиками. Иногда на удивление пластична фраза, даже период (Св. Егорий), иногда – подстрелена деталь просто – влет (Волосипьян), иногда лиричен подлинно (Пчел), иногда музыкален в смысле изящной оркестровки (Мух, Галушко, Совушка, Егорий). Кстати, об изяществе: наряду с парикмахерским стрем­лением к красивенькому поверх муляжей фекалий – кое-какие гармонийки слыш­ны, и авторы старались. Т.е. старались, чтобы якобы незаметно, что стараются.

Ладно, надоело. Что хочу сказать. Безусловно, мы имеем дело с литературой. Плохой? Да. Инфантильной? Да. Искренней? – да, хотя я никогда не считал искренность тотальным достоинством худ. произведения. Неумелой? – да, хотя в усидчивости не откажешь. Интересной? – пока нет. Но литературой – в том смысле, в каком письменность – элемент и составляющая культуры, а словесность – инстинктивное проявление цивилизации, что – вроде сосательного рефлекса у детенышей гиен. Мы, конечно, имеем дело с литературой – локальной, скверной, но живой и отвечающей действительности и даже метафизике нашего, верней, ихнего, бытия. В этом освещении г-да авторы – таки писатели, за что следует отнестись к ним с вниманием и посильным уважением. Потому что если других писате­лей этой жизни – у нас есть, то они уже сильно позавчера сдохли, а эти робкие такие, показушные квазинахалы и подонки – нет. Такую литературу местного бути­ли... – простите, ампулирования – и имеем. Единственное, чего по-стариковски желаю, так это выйти из Лифты, верней из «подполья», где только мышки и какают.

Несколько конкретных к авторам предложений: в головах – Лифта в ваших опусах не метафора, а значит не продуктивна; второе: литература жанр не лириче­ский, но стеб – тоже не выход из ситуации, когда писать-то тянет, а кроме как о себе – не получается; третье: писать надо с черновиками, а вот читать по белому, собой выбеленному тексту. Каждое новое изобретение старого не улучшает его качества. Несколько конкретных предложений к читателям альманаха: алеф: девяносто про­центов апробированной критикой современной литпродукции – еще большая дрянь, чем то, что вы прочтете, так что запихните себе свой снобизм в задницу; бет: тяга к гармонии у авторов имеет место быть, зане имена их псевдонимов следует запомнить, даже забыв текст слов их шедевров. Третье – обратите внимание на неблагополучие – эдакий легкий акцент, эдакую трагическую аберрацию их барахляного всеобщего стилька – благополучной литературы не бывает, и это уте­шает.

От себя – меня, по крайней мере, от литературы «ништяка» тошнит значительно меньше, чем от литературы толстого московского журнала для взрослых, интел­лигентных, покойных библиотекарей и их усопших домочадцев.

Короче, как это у Галушко: «Ну ничего, ведь все равно больше действующих лиц нет».

 

 


Солнечное сплетение (Иерусалим). 1998. № 1, январь-февраль. Под псевдонимом М. Слозин.

 

Также по теме:

 

Система Orphus