История с географией

ИЗРАИЛЬ-МИФ-2

 

1. Представление о Великом и Страшном Израиле, о Богатом и Влиятельном, широко раскинувшем щупальца – не больше не меньше – именно щупальца (или, на худой конец, паутину...), всевластном Израиле, представление об Израиле Непобедимом, оснащенном Тайным Оружием (психотронным, лазерным, плазменным, нейтронным, биологическим), – это представление опирается на Миф Еврея. Происхождение мифа Великого Израиля я обозначил и поверхностно исследовал в статье «Израиль-миф» («Окна» за прошлую неделю).

Я описал эту группу мифов, гиперболизирующих образ страны. Но кроме этой группы в глазах россиян есть место и двум другим – единовременно существующим в сознании масс монстрам: Монстру Пляшущего Завбазой и Монстру Белокурой Сабры.

2. Небольшое отступление. (Курсивом.) Пересмотрев центнеры антисемитской исторической и, конечно, новой литературы, я не мог не обратить внимание на жидоедский «Бестиарий» – ну, с какой фауной чаще всего сравнивают еврея и еврейство?

Понятно, что о кроликах, зайчиках, медвежатах, слонятах и прочих юннатских портативных зверушках – речи нету, речь идет о гадах. Живности несимпатичной и нередко какой-то нетеплокровной. Предпочтение зооморфы-антисемиты отдают следующим видам (следую Линнею или «за честь природы фехтовальщику» Ламарку):

Черви. Это редкость. Если черви, то чаще всего навозные – и это скорее удел беллетристики, нежели изобразительных искусств (см. английские памфлеты 17-18 веков).

Далее – насекомые (insecta): скорпионы, клопы, тараканы, гусеницы (гадкие), тли, вши (и лобковые тоже, на антисемитской германской окопной карикатуре 1915 года) – все (по определению) паразиты. Иногда – саранча (аппетиты наши такие). Но чемпион в этом классе – паук! Тут сходятся антисемиты Франции 18 века и Австрии 20 века, России конца прошлого и Польши нынешнего столетия, а также Ирака, Ливии и Боливии (видел боливийскую карикатуру 30-х годов)... Мы – суммируя этот разряд – арахноиды – пауки.

Далее, в этом эволюционном параде – твари холоднокровные. Здесь первенствует змея ползучая, неизвестной мерзкой породы, но известной национальности и, вероятно, необычайной ядовитости, и спрут (осьминог, каракатица – но обязательно в пупырышках).

Из яйцекладущих – птички: гриф, ворона (ворон), филины-совы (банкиры) – в общем, стервятники, похищнее и погрязнее... Хотя ворон, по-моему, пернатое симпатичное, гораздо приятнее курицы, голубки и попугая... (В устном же фольклоре воробей – жид. Вероятно, за «проворливость».)

Из летающих не птичек – безусловно, не белочка, скажем, летяга, но рукокрылое: вампир поотвратительней. Вампир удается художникам. Несколько неправдоподобен, но впечатляет! Хороший такой, бодрый вампир. Насосавшийся калорийной арийской кровушки (Германия, 1929 Россия, 1989).

Что касается млекопитающих наземных – тут все путем: хышч-ники!!! Гиена, шакал, волк (Германия 16 век; Венгрия 19 век; Германия 20 век; Россия 1992 год), свинья и муж ее кабан (Польша 19 век; Россия 1991 год), тигр – все-таки уважают, негодяи!.. (Ирак, 1990 год). А призер – вы уже сами догадались – крыса! (А сало русское едят!)

Есть очень любопытная монография Готфрида Лоя, антрополога, посвященная в том числе и зоофобиям человечества. Членистоногие, змеи, морские гады и крысы источники фобий почти всех племен и рас. Вероятно, страх перед ними – этими тварями Божьими – заложен в инстинктах и не является цивилизационным приобретением. Но, безусловно, культурным приобретением является неприязнь, скажем, к свинье или белому медведю...

Мотивы этого страха, конечно, в Бессознательном. В случае России – в Коллективном Бессознательном...

Всем интересно, откуда, из каких источников – зоофобия, ужас монголов перед осьминогами, но то, что еврей – Крыса (ratus), без объяснений понятно всему человечеству, прогрессивному от Берега Маклая до Кривого Рога! Крыса Израиля сожрала все пшено Нижней Саксонии, умяла стратегические запасы сала Украины и присматривается к Золотому Фонду Франции... Крысу нужно убить!

А убить крысу не грех, хотя по многочисленным суевериям – дело это небезопасное; и отмщение Крысиного Короля вполне может настигнуть Крысобоя... Таким образом, санитарные операции различных зондер-команд – дело почетное, опасное скромный героический труд...

С арахнофобиями и ратофобиями – все. Источники их – мы. (Конец лирического отступления.)

3. И все-таки следующая группа «Миф Израиля» в России – ножки свои мочила тоже в Еврейском Мифе, но мифе не гностическом (см. «Израиль миф», предыдущий номер «Окон»), а историческом. Это Миф еврея-провинциала. Образ человека из местечка. Полуобразованца, парвеню, скоробогатчика, выскочки.

Типа господинчика заемной краденой культуры. Еврей – человек из провинции, и отсюда – Израиль – собрание евреев, то есть людей из провинции. Что считать столицей несущественно, это может быть Вюртемберг, Лемберг, Харьков, Вильно... Еврей провинциал и – все. Из Штетла.

То обстоятельство, что евреи практически везде в Западном мире (и в Восточном мире выборочно) вошли к концу XIX – началу XX века в городскую элиту, смешались с ней, а иногда и подменили ее, – для Мифа Провинциал-Израиля несущественно. Как и то, что государство Израиль создано в середине XX века (когда еврей, как говорится, не тот пошел) и что это государство складывало свою культуру не из отходов европейского штетла. (Хотя истины ради скажем – не из сливок Европы, отнюдь).

С гностикой, с мистическими мифологемами, как было уже сказано, не поспоришь. С антропологическими, опирающимися на архетипы, фобиями, тем более. (Другого человечества у меня для вас нет...) Но с культурными модусами, чьи ноги выросли из истории, – можно и следует спорить, сие – рукотворно и подлежит коррекции...

И именно общественной, если не государственной спеццелью и должна являться эта, с позволения сказать, коррекция имиджа Израиля или его имиджей... Должна, но не является. Не случилась. Это – два монстра. Это две группы представлений о нас в России, и они представляются так:

А) Израиль – государство провинциальное, еврейское;

Б) Израиль – государство провинциальное, нееврейское.

В случае А – миф, по большей части, антисемитский. В случае Б – филосемитский.

4. Случай А – случай Танцующего Завбазой, случай тумбалалайки.

С евреем Россия знакома. Как выразился Василий Розанов и повторил Венедикт Ерофеев: «Еврея мы знаем – он наш». Некоторая часть России убеждена, что тот еврей, которого она любит (не любит) и понимает (он ей знаком), – это ее, российский галутный еврей – со всеми про и контра в смысле симпатичности, со своим (мало-) русским языком, со своей «русскостью» (помните: «Моше Даян, полковник совармии, Герой Советского Союза, брал Берлин»), со своим карманным идишем, понятным России (поц, шмок, фиш, кусентохес), с непонятным ихним Богом (живущим в синагоге), Богом загадочных стариков-часовщиков в велюровых шляпах, со своей еврейской холеной молодежью со скрипками, со «щукой по-жидовски», фрейлехсом по-кабацки, с анекдотом про Абрама и тумбалалайкой по сестрам Бери, с точностью до Хавы Нагилы по Дину Риду этот еврей (то есть наш, российский еврей), но побогаче, – «Еврей-Израиль».

Самое это тумбалалайка звучит, по-моему, даже на Памире. В ресторане «Памир» она не затыкается вообще. «Израиль» – традиционно, опытно, много лет – с маниакальным удовольствием поддерживает этот имидж. Чиновники-пакиды с литовским (в лучшем случае) акцентом, говорящие якобы по-русски, чиновники во всевозможных «шлихутах» (командировках) «в Руссию» поют тумбалалайку в прозе и стихах, в слайдах (слава Богу, не в диафильмах), в худальбомах, проспектах и шрайботкрыткес...

Да не чиновники они, эти возродители еврейской культуры в СНГ! Они – нищие духом, дилетанты, в российских реалиях не ориентированные вовсе, дилетанты с инструкцией «Стимулировать еврейское самосознание»... (Мы так достимулировались, что еврейское самосознание в СНГ вполне может обойтись без знания о существовании нашего государства.)

И давайте говорить серьезно, дамы и господа!

Еврейские, религиозные и светские, организации, занимающиеся возрождением еврейской культуры в СНГ (и опосредованно создающие имидж Израиля и израильской культуры в России и ее «ближнем зарубежье»), строят в России галут. Новый штетл. Называя его еврейской общиной. С еврейским самосознанием можно (хорошо, нужно и следует) жить в галуте. В Бруклине, например, или в Минске. Или в Москве. Ходить в синагогу (по праздникам), играть на бирже (по фамильным связям) и влиять (неважно, как это будет называться – ВААД в СССР или еврейское лобби в американском конгрессе) на политику. И ездить на каникулы, заработки, в командировки на Святую Землю.

Все это возрождение евр. культуры в СНГ опирается на две фундаментальные, административного восторга, идеи. Государственная идея!

Идея первая. В России нас интересуют только евреи, т.е. адресатами пропаганды являются исключительно евреи, потому что (идея вторая): приобщившись к еврейской культуре, припав к корням, евреи, конечно же, поедут в Израиль...

Два неприятных вопроса к идее А и идее Б: 1) Почему государство Израиль не интересует в первую очередь государство Россия? 2) С чего мы взяли, что, приобщившись к галутной культуре и ощутив себя полноценными галутными евреями, евреи попрут в Израиль? И незапланированный вопрос: что с этого России? От подобной клубной и просветительской работы из-за освещенных окон наружу, к «гоям» – доносятся исключительно звуки тумбалалайки. От имени Израиля.

Гремит тумбалалайка на Хануке в Кремле 1990 года (бестактность фантасмагорическая, учитывая, что дело происходит в антисемитской стране); гремит тумбалалайка для оставшихся за закрытыми дверями клубных (только для своих) «мероприятий» с обязательными свадебными «гойскими» генералами, вроде Собчака в кипе. Или еще какого деятеля Руха на торжественном демократическом молебне в хоральной синагоге, посвященном очередному дню очередной конституции. Внутри складчина, снаружи – тумбалалайка made in Israel. Давайте честно, кому нужны еврейские культурные организации в России, кроме функционеров? Грубо говоря, какое они имеют отношение к Израилю, кроме того, что финансируются из Израиля, или из израильских, или всемирных сионистских фондов. И что финансируют эти фонды – сильную (в потенциале) еврейскую диаспору, так она же будет антисионистской, эта тумбалалайка! Сильное еврейское лобби в СНГ не будет произраильским. Ибо Израиль самим фактом своего существования абсурдирует идею сильной российской диаспоры, а сильная диаспора России пожелает влиять (по примеру США) на политику Израиля. А что касается имиджа, так вот, господин Руцкой, у нас в России израильский фрейлахс танцуется так...!

То, что имидж Израиля и израильской культуры – это проблема презентации коренной культуры Израиля и относится к проблеме взаимодействия коренных культур России и Израиля, или то, что Израиль и Россия должны взаимодействовать на уровне культурных элит этих государств, – идея небогатая, но – черт побери! Абсолютно недоступная нашим стратегам. Стратегам сохнутов, отправляющим в шлихуты и оплаченные гастроли чиновников имени тумбалалайки...

Сколько по-настоящему авторитетных деятелей культуры посетило Россию за период перестройки и постперестройки? А сколько пакидов на известный счет разучивают там хоровой идиш в культурных центрах и т.п.? А сколько липовых еврейских культурных шараг прикрываются бело-голубым флагом? Целью функционеров является хором съездить (а отнюдь не персонально приехать) на халяву в Петах-Тикву. А сколько российских и продолжающих оставаться российскими баянистов поймали израильский тремп?!

А что на сдачу – от всех этих еврейских междусобойчиков и фестивалей культуры нацменьшинств (а израильтяне канают за нацменьшинство! простое российское несимпатичное нацменьшинство) – что остается на сдачу России? Атиква в ресторане «Памир»? Для России имидж Израиля группы Танцующий Завбазой – это их знакомый Изя Кац, танцевавший раньше за закрытыми дверями в свободное от работы время, танцует сегодня от имени Мединат Исраэль. И Изя Кац России знаком.

Итак, Израиль – Большая Боевая Крыса, Израиль – Танцующий Завбазой.

А вот об Израиле – Белокурой Сабре – см. в следующем номере.

 

 


Окна (Тель-Авив). 1992. 6 ноября.

  

 

Система Orphus