БИЛЬЯРД
Узок зрак устремленный на
а наоборот
широк
и точка зренья как есть нужна
в игре костяных шаров
М. Генделев, «Бильярд
в Яффо» (1990 г.)
Оттяжка – удар вниз шара, после которого шар,
прокатившись вперед и ударившись о другой,
пойдет обратно.
«Словарь бильярдиста»
(Москва, 1996 г.)
Вся жизнь – игра, говорили древние философы другим древним философам. Во всяком случае, Платон утверждал, что жить надо играя. Я всю жизнь следовал заветам мудреца Платона, и ни в коем случае не поддавался на искус следовать контраргументации Аристотеля о том, что, видишь ли, невозможно «растворить жизнь в игре» (Аристотель, «Политика») или этого недоумка Цицерона, который в своем фельетоне «Об обязанностях» что-то провякал о необходимости строгого разграничения «серьезного» и «игрового».
А от старокитайской философской идеи, что, мол, идеальная идея игры положена в основу концепции «неделанья» («Хань Фэй-цзы», Чжуан-цзы, «Речи царств») – я вообще не отвлекался.
То есть меня восхищали как возможности игры, так и возможности неделания. Вот и Кант с Гегелем, как какие-то второгодники, утверждали, что «игра истории – это результат недобросовестного исполнения людьми предписанных ролей», в то время как Маркс и Энгельс сообщали, что «труд есть игра физических и интеллектуальных сил» – что особенно возмутительно.
Нет, мне ближе Коран: «Ведь ближайшая жизнь – только игра и забава». И отвратительно «ведь мы играем не из денег, а только б вечность проводить».
Все эти соображения навестили меня, когда в очередной раз, осматривая неописанное «Оцаа ле поаль» имущество, я нашел на антресолях бильярдный шар! Долго вспоминал я, пригорюнясь, с чего это в дому моем бильярдные шары? Если повернуться негде?
Денег, например, нет, а бильярдный шар есть. Телевизор, например, описали, а бильярдный шар – нет.
И вспомнил я, с чего это у меня в доме шары, вернее, шар.
Занесло меня, лет 10 назад, в Северо-Американские Соединенные Штаты. Проездом. Принимал участие я в эпохальном культурном действии под эгидой «джуиш коммюнити» – всеамериканском фестивале еврейской поэзии на русском языке.
Ну фестиваль, как фестиваль. Кто пел на гитаре «свое», кто исполнял вслух мало- (высоко-) художественное произведение в стихах, кто рассказывал о прекрасном. В кулуарах общались. В первый же день фестиваля я так наобщался с северо-американскими коллегами, что испытал острый приступ ностальгии: и по русскому языку (даже в его израильско-русской разговорной версии), и по своим израильским коллегам-стихотворцам (у нас в Израиле меньше о себе врут, по крайней мере, мне), и по тишине (у нас в Израиле с тишиной, по крайней мере, интеллектуальной, значительно лучше; качественнее у нас тишина – не взболтанная).
Как утверждалось, мне, литератору-приблуде, так сказать, не человеку «ин» – мне повезло. За свои художественные произведения я был удостоен аж второй премии фестиваля! Мало того что второй, но еще и денежной. Вторая денежная премия фестиваля – составляла 80$ США. Зелененьких, то есть. 80 (восемьдесят прописью) настоящих американских денег. (1-ая – вдвое больше, но ее огреб лидер местной литературной мафии, а о сумме третьей страшно подумать).
С горя я с группой своих поклонников отправился в местный даунтаун, где с перепугу вдребезги обыграл какого-то обдолбанного негра в бильярд. (Я довольно посредственно играю в эту игру. Но страсти во мне бушуют, нервы как струны, воля собрана в кулак, рука тверда и верен глаз – и деньги были, наконец, последние).
«Само слово “бильярд” (франц. billard, от bille – шар) означает игру с шарами и кием (деревянной палкой) на столе с бортами (который тоже называется бильярдом)». Далее энциклопедический сборник «Игры», откуда я бессовестно надрал цитаты, сообщает нам много интересного: например, о том, что родина бильярда Китай (я не понимаю! если всего родина – пороха, принципа ракетных двигателей, бумаги, мандарин, воздушных змеев и соевого соуса – Китай, то что же мы все время живем черт знает где, а не в Китае? Тем более, что именно в Китае, оказывается, изобрели бумажные деньги, которых очень не хватает всегда?!), что бедный Карл Девятый именно в Варфоломеевскую ночь играл на бильярде, когда раздался пресловутый звон колоколов, и что Шекспир «уже знал о существовании этой игры: о ней говорят в “Антонии и Клеопатре”». Последние сведения, почерпнутые из энциклопедического словаря, особенно любопытны.
Так что же? Итого я, честный, но бедный израильский русскоязычный стихотворец, прямо скажем, трудами неправедными заработал в Соединенных Штатах Америки совокупно – 160$ США, потому что именно на 80$ США я и обдул несчастного чернокожего.
Как оказался в кармане моего пиджака бильярдный шар с роковой цифрой «9» («шесть»?) – вопрос особый, над этим вопросом я ломал голову в самолете, мучаясь похмелием американской славы.
Но вот что любопытно: вопросом о том, почему же это я – профессиональный литератор и непрофессиональный бильярдист (как, скажем, знаменитые бильярдисты Маяковский, Асеев, Катаев...) должен так далеко ездить за второй премией в 80$ США?! – я задался только в 1997 году, в тоскливую февральскую вьюжную ночь.
Ну допустим, поднатужась, обдолбанного чернокожего партнера (тоже виртуоза бильярда) – я в какой-нибудь лузе игорного притона Израиля себе найду. Ну, положим, почетный второй приз в его денежном эквиваленте я заработаю нечестным трудом, написав эдак с десяток подобных этому эссеев! Ну скажем, поэтический фестиваль безо всякого джуиш коммюнити у меня каждый день в мансарде, но!
Но, уважаемые дамы и господа! Не пора ли нам перейти к играм серьезных и взрослых людей?
Не пора ли нашему с вами джуиш коммюнити на родине Праотцев, а прошу прощения, уважаемые господа старожилы (ватики) и новые репатрианты, новые «русские» репатрианты и «новые русские» в Израиле (а позвольте мне не вкладывать иронический смысл в последнее определение, а позвольте мне вложить в него тот смысл, коий следует – я говорю о «новой русской буржуазии») – здесь, повторяю, на родине наших Праотцев, а также на родине (в нашем вполне распространенном случае уже – наших детей, а у некоторых и взрослых наших детей) создать некоторые условия для распоясавшихся литераторов и бильярдистов?
Что-то мне не вспомнить о фактах попыток создания общественных и частных фондов поощрения изящной словесности на русском языке в этой стране за последние 10 лет... Не говоря о проведении фестивалей. Не говоря даже о движении общественной мысли меценатов в этом направлении... Не говоря о грантах и стипендиях для моих коллег... Мне что – мне хорошо, я-то свое отжил...
А потому мне-то что, мне хорошо, что в конце-то концов я еще до конца не прожил вторую премию американского фестиваля. И могу сыграть в бильярд! Тем более, что «400 лет на бильярде играли мазиком. Кий появился в начале XIX века». Вот именно.
Ах да, чуть не забыл, «бильярдные шары сначала были деревянными, затем их заменили шарами из слоновой кости, а после получения в 1960 году целлулоида их стали изготавливать из пластмассы».