БАЛ!!!
«Во многих домах, кроме танцевальных вечеров, дают еще иногда и балы. Ранее мы уже говорили, что между балом и танцевальным вечером существует довольно большое различие (А я это говорил всегда! И буду говорить, на мой роток не накинешь платок, даже не пробуйте! – М. Г.) Танцевальный вечер не требует такой изысканности в костюмах, как бал…» Временно – конец цитаты из «Правил светской жизни и этикета».
Предамся воспоминаниям. Помню, императрица Анна Иоанновна гуляли. Мы с современными писателями тоже были приглашены в Зимний. Понятное дело, зала была украшена миртовыми деревьями. Померанцы. Пальмы. «Живость и разнообразие этой картины составляли сильную противуположность с мертвою природою, покрытой, как назло, снегом и инеем». Благоухание искусственной рощи, яркое освещение, группы гуляющих и танцующих в богатых нарядах. Пели на гитаре. Играли в фанты и секу. Мне поэт Тарасов имение проиграл при звуках величественной музыки, представляющей собой нечто очаровательное. Одну поэтессу отдали в солдаты, потом взяли обратно, помиловав. Ладненько. А тут императрица Анна возьми да и спроси у китайского посланника, кто из дам, находящихся на бале, ему больше нравится. Мы дыханье затаили. Брякни что-нибудь китайса – по всему видать быть войне. Инцидент на Даманском у всех на слуху, – мало не покажется.
«В звездную ночь, – отвечает китаец, – трудно решить, которая звезда светлее!» И поправил ленту в косе. У нас отлегло. О чем говорит и чему учит мой анекдотец? А учит он тому, что учтивость и самообладание не должны оставлять подлинно воспитанного человека, будь он даже китаец, и на балу, и на редуте, и в микве. Учтивость, предупредительность и самообладание – наш девиз.
Так какой же изысканности в костюмах требует бал?
«Под словом “изысканный” мы понимаем туалет в высшей степени идущий к лицу и непременно совсем новый», отрепья абсолютно недопустимы.
Значит, так: мужики заявляются на бал в черной фрачной паре, жилет на балу должен быть белый, черный же жилет, бестолочи, надевается на танцевальный вечер, а это, как теперь говорят по-русски, зависит. Галстух тоже должен быть черный, а не розовый, лиловый или белый, а вот перчатки непременно белые лайковые, а не резиновые, как это зачастую бывает в жизни.
На моей вечериночке, когда меня с нее унесли, как раз и имел место безобразный брох – один подредактор пришел, вероятно с работы, в резиновых перчатках. Я ему говорю, Аркан К-в, постыдитесь! Он – в краску. Но перчатки снял.
Ах да, я забыл процитировать. «Кроме того (кроме особой изысканности), бал ведь немыслим в небольшой, как говорится заурядной квартирке – для бала прежде всего необходим приличных размеров зал и затем ряд комнат, в которых – как я мог это забыть?! – могли бы быть устроены дамская уборная, комнаты для курящих, просто курящих, а не марихуанку, буфет и проч. И еще зарубите себе на носу: на балу не танцуют под рояль, а непременно под оркестр. Десерт и ужин тоже должны отличаться роскошью». И балы, в отличие от танцвечеров, не начинаются раньше половины десятого. На месибе «именины», о которой я уже упоминал, все было не комильфо. Танцевали под рояль. Десерт не отличался роскошью. «Именинник» нажрался до икоты, и его оставили простота, веселость и непринужденность, и так ему не свойственные.
Хотя я был в белом жилете. Кажется. Я его отлично помню на поэте Деме. Это, наверное, все-таки был не бал – рядовой танцевальный вечер.
Хотя «академия изящных манер» открывалась для парней, мужчин и вообще самцов, все же следует сказать пару-другую слов и о том, как следует выглядеть и девушкам. Дамы и девицы причесываются изящно. Загодя, еще дома. Они прикалывают к волосам цветы, в руках держат букеты. Одне молодые девки могут носить нежные цвета: беж, тюркиз, маренго, бордо, фисташковый и лиловый. Мои – были в лиловом. И держали в руке букет. Теперь запомните, как «Отче наш». Нет, не как «отченаш», но запомните: шма, Исраэль! «На балу, более чем когда-либо, нужно подавить в себе тщеславное желание быть прекраснее всех!» Это очень трудно, мне не удавалось долгие годы. Но я теперь лучше всех подавляю. Далее: «Мужик, перед тем как войти в зал, должен застегнуть перчатки, старательно оправить прическу, монокль и галстух».
Входить в зал нужно ровным шагом, не торопясъ и держа шляпу в какой ни на есть левой руке. «Проходя мимо зеркала, не заглядывайте в него».
И «не заглядывай в зеркало и не тереби своих близких. Ты увидишь такое, чего не видел…» Хотя – последняя цитата из возлюбленной книги «Бардо Тодол» – книги мертвых, из раздела «Хониид Бардо». Но тоже лыко в строку. Вернусь в лыжню.
«Молодая женщина не должна являться на бал без мужа или, в его отсутствие, без подруги и мужа этой подруги». Это здраво. А то взяли моду – являться без мужа. Хоть какого-нибудь. Я лично всегда настаиваю на подруге. В прошлый раз был какой-то муж подруги… Утром, когда обсохли слезы стыда и позднего раскаянья, она мне в этом призналась. Стыдно, ой как стыдно! Ведь «молодая девица должна являться на бал в сопровождении своей матери или какой-нибудь другой почтенной дамы («с Востока – черная с головой кукушки и железной лапой, с Юга – желтая, с головой козы и петлей, с Запада – красная, с головой льва и цепью в руке. И только с Севера – черно-зеленая с головой змеи». Опять «Хониид Бардо». Но тоже в масть. Тем паче что так они обычно и приходят на бал), которая служит ей как бы руководительницей на жизненном пути». Хотя молодая особа вполне может явиться в общество и со своим отцом (со мной, например – М. Г.), но все-таки гораздо лучше (отцу), если она «находится под руководством дамы, неотступно сопутствующей ей». Эти «неотступно сопутствующие» бывают такие затейницы, я вам доложу. А как дело доходит до танцев! «Голубая Богиня смерти (обычно) отрывает головы у трупов и бросает их себе в пасть, перемалывает их как орехами щелкает, и веселится» («Б. Т.»)
Но что это я, не могу шагу ступить без цитат? Могу! Но не завлекательно. Откуда я знаю, как надо приглашать даму на танец? Из очень полезной книжки «Этика и воспитание молодежи». Учпедгиз. 1976 г. Каролик и Звягинцевой, к. п. н., доценток. Столкнем лбами правила светской жизни и этикета от 1889 года и этику:
«Кавалер, приглашающий даму на танец, должен подойти к ней и, изящно поклонившись, делает ей приглашение в самой вежливой форме, в виде комплимента, например, могу ли я надеяться, что вы удостоите меня танцевать с вами мазурку (галоп, польку и т. п.)».
«Молодой человек, приглашающий на танец, подходит к ней (ну?!) и, поклонившись, приглашает девушку в наиболее вежливых словах, например, не откажите мне в удовольствии танцевать с вами».
«Такой поступок, как два обещания на один танец, в свете объясняется не иначе, как кокетством, а качество это никоим образом не свойственно девице скромной, благовоспитанной; стало быть, публично проявить такое отрицательное качество – значит поставить свою репутацию на карту».
«…девушки, если не хотят прослыть жеманными и кокетливыми, не должны обещать станцевать именно этот тур двум или более юношам. Репутация кокетки не украшает советскую девушку».
«На балу не должно ни на минуту забывать, что выражение лица должно быть веселым и любезным».
«Танцевальный зал не место для проявления хмурого или угрюмого настроения. Выражение лица должно быть радостным, праздничным и доброжелательным».
«Правила светского этикета не допускают в обществе дамам и девицам танцовать с незнакомыми кавалерами, следовательно, кавалеры не должны ангажировать незнакомых дам».
«Безусловно, предпочтительнее танцевать со знакомыми или друзьями. Молодые люди должны стараться познакомиться до, а не во время танца».
«Если вам случится пригласить даму одновременно с другим кавалером, не заводите спора, но предоставьте даме самой сделать выбор и, вполне подчиняясь ее решению, отойдите с поклоном».
«Если девушку одновременно приглашают два молодых человека, она должна сделать свой выбор, причем молодой человек, которому отказали, должен скрыть свою досаду».
Ай да Каролик и Звягинцева! Хваты! Что вы говорите? А, вы говорите, плагиат! Плагиат? Ничто в мире так не стабильно и так не неизменно, как правила хорошего тона!
Нате вот – «Дама не должна подходить к буфету иначе, как под руку с кавалером который отдает приказание подать ей то, чего она пожелает». На века сказано. Или, «девица. танцуя, не должна смотреть слишком смело в глаза кавалеру (...) Порядочная женщина всегда вправе обидеться, если кавалер в grand rout держит ея руку за своей спиной или прижимает к своей груди».
Прости меня, Аглая. Я теперь понял, почему ты обиделась на меня. Вернись ко мне, я никогда больше не буду. И не повторю своей второй трагической ошибки. Ведь «кавалер должен вести к ужину ту даму, с которой он танцевал последний танец перед ужином, а после ужина снова отвести ее в танцевальный зал». Т.е. – «кто ее танцует, тот ее и ужинает». И последнее. «При случае падения пары к обязанности распорядителя относится немедленно помочь упавшим и упросить, если возможно, продолжить танец, так как этим самым упавший или уронивший даму кавалер несколько заглаживает и свою неловкость, да и произведенное ее падением неприятное впечатление на общество забывается скорее». Что же до чудовищ, то «кадриль-Monstre в большом обществе положительно неудобоприменима и заменяется простой мазуркой».
Следующая тема лекции: «Кончина и погребение».