СВАДЬБА, ЖЕНИТЬБА, БРАК

 

 

Cтарость – это нравственность. И боюсь, что мне не отвертеться. «Мене, текел, фарес у парсин!» Что не сходит с моей тумбочки прикроватной, что сосед­ствует рядом с поильничком и очками от старческой дальнозоркости рассе­янного взгляда меня периода последних песен? Что я берегу как источник знания? Чему всему хорошему в этой жизни я обязан? Куда я смотрю и вижу фигу? Кто друзья мои? Правильно. Это книги назидательного содержания: «История розги» д-ра Купера В., «Половая психопатия» проф. Крафт-Эбинга, «Половое извращение» д-ра А. Малме, «Половое (же) влечение» проф. Роллендера, «История телесных наказаний в России» и «Что нам в них не нравится» В. Шуль­гина. Все эти фолианты – наряду с многократно мною цитированными «Правилами светской жизни и этикета. Хороший тон» – составляют избранный круг питания высшей моей и очень нервной деятельности. Поэтому, начитавшись, я позволю себе поделиться с курсантами нашей академии накопленными впрок знаниями по заглавной теме.

Немного о знании. Я знаю три категории знания и знаний.

Первая категория. Полезные знания. Они, как правило, никогда не бывают результатом собственного жизненного опыта, по­этому совершенно непригодны в вашем каждом конкретном траги­ческом случае и легко забываются.

Вторая категория знаний принад­лежит разновидности тех, о кото­рых классик самодеятельной песни Ю. Кукин так заявил одному по­пулярному в Иерусалиме каскаде­ру и эсквайру: «Хочешь, Гарька, я тебе сообщу сведение, которое те­бе никогда не пригодится, но кото­рое ты никогда не забудешь? У пивной бутылки на крышечке ров­но 22 зазубрины». К этой категории принадлежит почти вся сокровищ­ница, награбленная нами на ска­мьях школы, студенческой скамье, скамье подсудимых.

Третья категория знания – это мета­физическая информация, как пра­вило, почерпнутая в отрочестве у хулиганья. Из серии «Это интерес­но знать». Именно в силу своей жгучей интересности эти знания приставучи на всю жизнь. Вкратце они изложены в стопке на тумбоч­ке, но старшие товарищи на дворе рассказывали гораздо красочней, с живыми примерами и иконогра­фией. Эти знания и являются при­годными и мы ими руководствуемся повсеместно. В принципе их, этих знаний, кот наплакал, поэто­му их легко запомнить: «дурацкое дело не хитрое», «жизнь прожить – не поле перейти», «муж и жена од­на сатана» и «перед смертью не надышишься». Остальное – вари­анты, леммы и следствие.

Первое – наукообразно изменен­ное – у интеллигентных людей на­зывается «закон гомологических рядов». Второе – картезианство, третье называют «бритвой Оккама», четвертое – «первым началом термодинамики». Согласитесь – за глаза и за уши.

Из собственных наблюдений можно прийти к выводу, что подавляющая часть населения на­шей с вами планеты или жената, или неоднократно это делала, или таки это сделает. Вам ни­когда не приходило в голову поинтересоваться, как остальным это удалось? Вам-то понятно, ну с кем не бывает, ошибки молодости – но как остальные-то? Я все подробно выяснил, си­стематизировал, выписал, сложил стопочкой. Извольте: люди вступают в узы, женятся на самках своего вида, образуют семью, безусловно и педантично, следуя букве нижецитируемого кодекса. Без этих советов ни ногой в брачное ложе ячейки общества! Ни хупы, ни пого­ста.

Параграф 1. Выбор жениха и невесты. «Честность, взаимное влечение друг к другу и достаточная доза благоразумия с той или другой стороны, вот основные условия для жениха и не­весты при выборе друг друга». По-моему, вкралась опечатка. Вкралась, втерлась в доверие и нашкодила по полной программе.

По-моему, все три основные условия – плохо стыкуются. Это как Лобановский хорошо мотает­ся, но Хурцилава плохо пасуется. Как можно совместить, к примеру, мое благоразумие и ее взаимное влечение? И честность с той или с другой стороны?!

«Дело родителей, читаем мы в книге “Хороший тон”, быть на страже (можно конечно, отвлечься и почитать что-нибудь из д-ра Купера, типа “Чтобы заглушить вопли истязаемого, трубачам дана была команда начинать”) интересов своего сына или (на худой конец, надо по­нимать – М. Г.) своей дочери, и если родители твердо убеждены, что могущий состояться брак принесет их сыну или дочери одни материальные лишения, нужду и горе, они должны всеми силами стараться уговорить молодого человека или молодую девушку отказаться от предполагаемого брака». Депо родителей стоять на стреме. Это безусловно Но где взять де­тей? Положа руку на сердце – что сделали наши старцы и как они всеми силами старались? И что налицо: материальные лишения налицо, нужда и горе налицо. Только немолодого че­ловека или немолодую девушку с опытом можно уговорить, как правило, уже загнанным в гроб родителям – отказаться. Их даже и уговаривать не надо. М-да.

Кроме того, молодые люди (юность всегда увлекается, слишком самоуверенна и самонадеянна и на все смотрит сквозь розовую призму) «сами часто ошибаются в настоящем значении своих чувств и нередко простую вспышку юного сердца принимают за настоящую лю­бовь». Я нередко простую вспышку юного сердца, даже будучи уже зрелым человеком, при­нимал за настоящую любовь, я четыре раза смотрел сквозь розовую призму. Дети! Не будьте самоуверенны и самонадеянны! Слишком. Не ошибайтесь в настоящем значении своих чувств. И если вы не будете, не ошибетесь в настоящем значении, вы будете совсем как я! Хотите быть как я? Не хотите быть как я, как хотите. Тогда имейте в виду, что никогда не сле­дует придавать слишком много значения только одной материальной стороне дела. Приносить в жертву Ваалу искреннее влечение двух юных сердец – это жестокость, недостойная родительского чувства Основываться на шаблонном правиле «стерпится – слю­бится» – это значит ставить на карту не только счастье, но часто даже и са­мое жизнь родного сына или родной дочери.

Без взаимной любви и вполне искренних и честных отношений брак будет не что иное, как «серия неудачных экспериментов, приводящая к вынужденному забою контрольной группы нехолощеных самцов…» Ба! Это что та­кое?! А это я в цитированной хорошей книге «Хороший тон» от утомления съехал после слов «не что иное, как» на цитирование другой хорошей и полезной книги – «Морфология гипоталамуса у макак» И. Ливонского. Итак, «не что иное, как злополучная сделка, вечный источник горестей, бедствий, раздоров, беспорядков в семье и скандалов, поэтому не нужно закрывать глаза (опять про макак? Нет, это верный, подлинный текст – М. Г.) ни перед чем таким, что указывает нам на правила, вкусы и поведе­ние того лица, которое мы намереваемся сделать отцом или (в крайнем случае – М. Г.) матерью наших детей. Это, конечно, представляет немало затруднений, в особенности если дело идет о том, чтобы проникнуть в душу особы скрытной, привыкшей таить в себе свои настоящие чувства и в силу своих личных интересов имеющей надобность скрывать свои принципы и действия». Уф. Контрольные вопросы на усвоение материала. Проверьте себя.

а) Приносить или не приносить (в жертву Ваалу) искреннее влечение двух и более юных сердец? (Да, приносить – 1 очко. Нет, не приносить – 2 очка. Приносить, но Мамоне – З очка. А пошли они все в баню! – 5 баллов.)

б) Когда брак будет не что иное, как серия неудачных экспериментов, приводящая к забою нехолощеного самца (Всегда – очко. Ага – 2 очка. Не всегда – 0 очков. Чего уж там – 5 баллов.)

в) Что еще, кроме как «злополучная сделка, вечный источник горестей, бедствий, раздоров, беспорядков в семье и скандалов», вы бы сказали о браке («Союз любящих сердец» –1 очко. Брох – тройка. Все остальное – пятерка.)

г) Как проникнуть в душу особы скрытной, как представить себе свои настоящие чув­ства, проникнув?

(Хорошенько потрясти – 5 баллов. Не очень- то и хотелось – 5 баллов. Лучше не надо – 5 баллов. Муж всегда узнает последним – «от­лично»).

Подсчитайте полученные очки. Если вы максимально приблизились к 21 очку, скажите «свое». Если вы перевалили через эту цифру, скажите «врыл» и вройте. Это уже – ваще, это перебор. Если цифра, которую вы набрали, больше 99 – обратитесь в ближайший киоск к психоаналитику и получите призовой талон на бесплатную призовую игру.

А пока давайте-ка поскандируем: «Если родовое наследство недостаточно, чтобы обеспечить верные средства к существованию будущей семьи, то следует увеличить свои доводы по­средством какой-нибудь прибыльной профессии». И тогда «супружество будет не чем иным, как тканью из цветов, среди которых только изредка встречается шиповник» (в Израиле – сабра и другие кактусовые). Прежде чем перейти к инструкции (параграф 2) «Предложение и помолвка», отметим подчеркиванием наиболее крылатые слова:

«Равнодушие – всегдашнее роковое последствие неудачно заключенных браков – ведет сна­чала (вы конспектируете?) к обоюдным неудовольствиям и ссорам, а затем к полному разоб­щению, супруги осыпаются взаимными горькими упреками.

Вслед за тем, как это в подобных случаях чаще всего (N.B!) бывает, муж перестает заботить­ся о своем семействе, неглижирует своими обязанностями и чтоб рассеяться от домашних дрязг и неприятностей, он начинает предаваться игре и разгульной жизни. Жена, со своей стороны, видит в своем муже только тирана, домашнее хозяйство ей опротивляет. Она оставляет свой дом в беспорядке, забывает обязанности, становится равнодушной и иногда – это хуже и ужаснее всего, восклицают авторы и составители “Правил светской жизни и этикета” Юрьев и Владимирский – прививает и детям ту ненависть, которую сама питает к их отцу». Проверочный вопрос: что хуже и ужаснее всего?

 

 


Окна (Тель-Авив). 1995. 2-8 марта. С. 12.

 

 

Система Orphus