СУЧКА С СУМОЧКОЙ

 «А если рядом ходит сучка с сумочкой,
       я не уверен в том, что это правильно...»

 

А. Волохонский, А. Хвостенко

«Не стала бы старуха мирром мазаться...»

Архилох

 

Простота даже в самом богатом наряде и соответствие этой простоты с возрастом особы больше всего идет женщинам, о чем им не следовало так часто забывать», – это простота, о которой не следует забывать дамам и девицам, – хуже воровства эта пресловутая простота! Меня, как правило, именно и разоряет эта простота даже и в самом богатом наряде моих дам, вдов и приятельниц. «Генделев! – говорит с вкрадчивостью мне каждая вторая. – Мне совершенно нечего надеть, не говоря о носить!»

Я ей читаю в ответ (люблю читать в постели назидательное): «Наряд, – читаю, – замужней женщины всегда должен быть в гармонии с ее состоянием и положением», – так что с претензиями, говорю, обращайся к своему мужу, он вполне этого заслужил, посмотри на себя – гармонирует? Вообще-то я всегда понимаю замужних женщин, это у меня такое правило. Но я, естественно, почти перестаю их понимать, когда дело касается «чего надеть»...

Что значит нечего надеть, когда:

тетка замужем «должна избегать в костюме ярких цветов». Это так просто: избегай и все!

даме не следует «обвешиваться кружевами и лентами». Их надо носить плотно прижатыми к телу, под тельником.

«чтобы не походить на вдовицу, не надевать зараз много драгоценностей...» Какая правда нашей жизни!

«должна изменять туалет согласно обстоятельствам: для вечеров она должна быть одета наряднее, а для балов элегантнее», – а сейчас, прелестница шели, 2 часа пополудни, пора вставать из моей постельки, а одеваться для вечеров и балов – так надо одеваться дома. Так – что «изменяй туалет согласно обстоятельствам», правильно я говорю, ученик Дема? И не подглядывай в мою усыпальницу к старшим товарищам... Сам видишь, даме нечего надеть, у нее руки опускаются. У меня, в домашнем моем укладе, порой моим гостьям действительно нечего надеть, но я, старый холостяк, так стеснен в средствах.

Говорили же им, дурам, что «лучший способ найти себе хорошего мужа – это показать себя с простым вкусом». А они, судя по всему, показывают себя с непростым вкусом, нашли себе не лучшего мужа, вот теперь и горе мыкают: «нечего надеть»...

Обращаюсь к мужьям. Дело по преодолению безобразного положения ущемленной в правах, неравноправной, униженной и вообще нечего надеть – следует взять в свои мужские руки. Потому что, пущенное на самотек, оно приведет к таким слезам и скандалам, что это скажется. Это все скажется мне в таком тоне и в таких выражениях о вас, коллеги мои по тому, что я даже опубликовать это не рискну с купюрами крупного достоинства.

Итак!

«В прическе, хорошей обуви и в простеньком, но хорошего вкуса наряде женщина может являться всюду». Значит, если вы не хотите, чтобы ваша хабалка шлялась «всюду», – примите меры.

Как, например, поступил мой приятель NN, известный электронщик?

Он подсчитал, во сколько ему обходится комплект из прически жены; жены; хорошей обуви жены и простенького, но хорошего вкуса наряда жены. Пересчитал. Не поверил. Теперь он холостяк, округлился, шляется всюду, пользуется успехом. И, судя по всему, долго еще будет безнаказанно им пользоваться.

«Рассудительная женщина придерживается моды, но не преувеличивает и больше всего старается не предупреждать моду». Правильно? Еще как правильно! Это очень опасно – предупредить моду о своей жене и свою жену о моде; рассудительная женщина сие принимает в расчет, узнает об этом раньше мужа (традиционно узнающего обо всем последним) и, никого не предупредив, – бух! В основном пользуясь кредитными карточками. А когда придет счет, приобретенные тряпки не только войдут в моду, но и успеют из нее выйти, и опять будет нечего носить. Так что держите порох сухим, мужья. Вот ведь сказано: «Необходимо, чтобы туалет согласовывался с часом дня. Быть одетой слишком светло, весело – утром или выходя на улицу – считается вульгарным. Утренний костюм должен быть прост, потемнее цветом, но всегда свеж и изящен». Этот темный и двусмысленный совет, дорогие их мужья, следует истолковать так, дабы не опростоволоситься. Ни в коем случае не позволять даме, исходя из инструкции, менять каждый час дня туалет! Это коварное иносказание, не более того. А что до того, чтоб носила утром, выходя на улицу, якобы с целью на работу, а то, мол, опоздает, – потемнее и невеселое, так это верно. Чего утром-то радоваться-то – вон жизнь-то какая. И – насторожитесь – свежим считается не обязательно вчера приобретенный туалет. Не говоря об изящном. И не давайте себя в этом убедить!

«Даже у себя дома (утром) женщина не должна выходить из своей комнаты в таком платье, в котором ей было бы стыдно показаться чужим.

Гарнитур у ворота и рукавов – как-то: воротнички, манжеты, рюши – должны быть свежи и чисты, волосы же тщательно причесаны. Что касается драгоценных украшений, то утром их носить не принято, исключение составляют кольца, а также брошки и серьги, которые не должны быть с жемчугом или бриллиантами, так как эти украшения носят исключительно с парадным туалетом».

Внимательно ли вы прочли этот отрывок, мужья?! Не екнуло ли у вас сердце? С чего же ей-то щеголять перед чужими в вашем доме?! Кто они, эти «чужие»? Кто ворвался в ваш дом, чтоб ей было не стыдно показаться?!! В своем обычном виде?! Кто они вам: исправник, жандарм, судебный исполнитель, электрик из Хеврат хашмаль! И – кто они ей – этой, во всеоружье со всеми свежими рюшами?! Тут стоит задуматься. Опять же эта суета с кольцами, брошами и серьгами... Положительно, здесь дело нечисто. Если она: волосы тщательно уложены, гарнитур у ворота и ей не стыдно – значит, или это не утро, или в доме – чужие!

Далее. Если ваша жена способна «надеть шляпку, годную для кареты, и пойти в ней пешком – признак дурного вкуса» – посоветуйтесь. Причем с кем угодно: психоаналитиком, с Иланой, с Джулией, с сексопатологом. Главное, чтоб не попало в прессу.

А вот то, что в «экипаже дама может быть одета так нарядно, как ей заблагорассудится», – нонсенс. Если таковое произойдет, встречные экипажи будут выбрасываться на поребрики, как киты – от экологии, что чревато транспортно-дорожной статистикой: кучера тоже люди.

Вы видели весеннюю коллекцию Амати? Я видел! Тем более что – узелки на память: «Надевать одновременно красное с зеленым или розовое с желтым – значит нарушать весь принцип вкуса». Проследить, чтоб на нарушалось.

«Если платье яркого цвета, например, синего или лилового, накидка и пардессю должны быть черные». Чтоб! А то я видел тут одну поэтессу, так у нее все пардессю было седое. Непорядок.

«Синяя шляпка немыслима при лиловом платье». Так-то. «Высокие и полные женщины (т.е. мои любимые типы видов особ. – М. Г.) не должны носить ярких или светлых цветов. Гораздо приличнее для них – одеваться в черное». (М-да! – М. Г.)

«Тоненькие и миниатюрные женщины должны придерживаться преимущественно светлых тканей» (тоже мои любимые типы. – М. Г.).

Но, дабы не впадать в огульное критиканство, приведем очень важный и очень своевременный совет:

«Даже в некоторых аристократических домах, в семействах лиц высокопоставленных переодевание к вечеру считается большой экономией.

Дело в том, что платье, недостаточно свежее при дневном свете, представляется еще вполне хорошим при свете ламп; а такие вещи, как, например, кружевная накидка, придают туалету вполне приличный вид и избавляют от необходимости надевать вечером новые платья!» Вот видите! И еще, мужья, учтите: «...ничто не может быть конфузнее для дамы, как очутиться в гостях одной с открытым воротом». Так что, если вам претит мысль о том, что у меня в гостях появится одна дама – одна «с открытым воротом», – ухо востро!

А ведь исходя из наплевательского вашего отношения к проблеме «нечего надеть» – появится, появится у меня в гостях с открытым воротом. (Все, милочка, можете одеваться. Дема, проводи мадам, час поздний, дома все заждались, чай. Что вам конкретно нечего надеть, я тут конспективно записал. Нет, Дема, не подавай этот палантин, он – не ее запчасть, это забыла другая. Ее «ажурная косынка, одеваемая поверх открытого лифа». И не вздумай застегивать, так носят...)

Два-три совета: «Вам, женщины!»

– «Молоденьким девушкам всегда идет очень белый тарталан или тюль поверх белого шелка».

– «На большие званые обеды ездят в открытых платьях».

– «Свежие и красивые sortie de bal составляют существенную необходимость на балу, так как надевать поверх бального платья что-нибудь не изящное значит портить эффект».

– «Лайковые перчатки всегда нужно предпочитать фильдекосовым, они представляют собою нечто вульгарное».

– «Надевать на улице перчатки не менее неприлично, как и завязывать на улице ленты шляпы».

– «У себя дома нужно быть одетой настолько прилично, чтобы постоянно быть готовой выйти к нечаянному гостю; заставлять же его ждать, пока вы переоденетесь, – непристойность».

– «Никогда не нужно иметь вида озабоченности своим костюмом».

NB. «Старые замшевые перчатки с отрезанными кончиками пальцев следует надевать, приступая ко всякому делу, могущему замарать руки».

Я трепетал, приступая к столь деликатной теме, как дамский туалет и как ему противостоять. Мне казалось невозможным в одной краткой лекции объять. Я объял. Теперь вы – мужчины и женщины обоего пола – знаете все. Ибо сказано: «Большинство бед человеческих проистекают от невозможности восприятия предмета в целом, не отвлекаясь на бессмысленные и ненужные попытки отделить внешнее от содержимого, наряд от сути, одежду от плоти». И вторит Гидеону Шампольону еще больший, судя по всему, краснобай, священник Цин (отец Дао): «Фазан без перьев – уже не фазан, кувшин без воды, которой он был наполнен, – уже не кувшин». От себя замечу: я ничего в жизни трогательнее не знаю реплики «нечего надеть!». Я слышу эту реплику всю свою иногда счастливую жизнь, восхищаюсь ею – в ней слышна некая невыразимая, кроме как в интонации, оптимистическая надежда на вечность человечества. Или – хоть его, человечества, половины. 

 

 


Окна (Тель-Авив). 1995. 2-8 февраля. С. 5.

 

 

Система Orphus