Интервью

МИХАИЛ ГЕНДЕЛЕВ: «В ЭТОМ ГОДУ АКСЕНОВ-ФЕСТ БУДЕТ
СТРОИТЬСЯ ВОКРУГ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ
ЗВЕЗДНЫЙ БИЛЕТ»

 

Ксения Ларина: Продолжаем программу «Все на выход» и сегодня в оставшиеся 20 минут мы будем говорить о фестивале «Аксенов-фест», который по традиции пройдет в Казани, 7 и 8 ноября. Сегодня у нас в студии Ирина Барметова, главный редактор журнала «Октябрь», Михаил Генделев, поэт, здесь же Майя Пешкова и Ксения Ларина. В прошлом году, когда мы говорили об этом фестивале, в нашей студии помимо всех присутствующих, конечно же, был Василий Аксенов. И мы как раз приглашали всех желающих отправиться в Казань на фестиваль. Вот в этом году фестиваль впервые пройдет без Василия Павловича. Давайте мы немного поговорим. Ира, Вам слово.

 

Ирина Барметова: Ну, мы здесь выступаем в первую очередь как члены совета попечителей новой премии «Звездный билет», и, конечно, как организаторы второго международного фестиваля «Аксенов-фест». Идея этого фестиваля и премии принадлежит, в первую очередь, мэру Казани Ильсуру Метшину, и, конечно, была поддержана Василием Павловичем Аксеновым. Идея была развита и осуществлена всеми нами в прошлом году. В этом году мы продолжаем фестиваль, потому что мы считаем, что это должно быть каждый год, и премия, и фестиваль будут развиваться. О том, как он пройдет, расскажет Михаил Генделев, который принял непосредственно огромное участие и в организации, и в работе, и в идее этого фестиваля.

 

М. Генделев: На этот раз фестиваль несколько поменял формат, посвящен он в основном выдаче «аксеновской» премии. Вероятно, она так и дальше будет называться, премия называется официально «Звездный билет», по известной цитате, и она уникальна. Во-первых, это премия для юношей, в литературе юноша бывает лет так приблизительно до сорока. Эта премия дается в номинации «литература», она будет выдаваться и в других номинациях, учреждена казанской мэрией, и является федеральной.

 

Ирина Барметова: Она будет даваться не только на казанским литераторам?

 

М. Генделев: Она выдается талантливым молодым людям за достижения в литературе и искусстве, независимо от языка, на котором они их выполнили, на территории Российской Федерации.

 

Ксения Ларина: Как на нее номинируются?

 

М. Генделев: Чтобы на нее номинироваться, надо проявить выдающиеся способности...

 

Ксения Ларина: А куда, кого надо оповещать об этом, о том, что у меня есть такие способности?

 

М. Генделев: Представлять в оргкомитет.

 

Ксения Ларина: То есть все по науке.

 

М. Генделев: Да, далее, собственно, это уникально, собственно потому, что, еще раз повторю, премия большая, по моему, самая большая молодежная премия России...

 

Ксения Ларина: То есть она денежная?

 

М. Генделев: Конечно, конечно, не денежная премия вещь почетная, но молодые люди очень любят этим питаться.

 

Ксения Ларина: Предмет первой необходимости.

 

Ирина Барметова: Особенно в кризис... Мне бы хотелось добавить, чуть подчеркнуть то, что сказал Михаил. Дело в том, что премия уникальна тем, что она литературно-музыкальная, это когда слово сочетается со звуком, в грядущем году она будет и по музыкальной номинации тоже проходить. Это в первую очередь.

 

Ксения Ларина: Так, может, и до театрального дойдет.

 

Ирина Барметова: Может, мы тогда подружимся с журналом «Театрал». Кстати, мы поздравляем Вас с этим прекрасным юбилеем. Еще в этом году мы сделали старт из Казани и акцент я как координатор премии сделала на казанских. Мы как бы начали с места, где родилась премия, поэтому.

 

Ксения Ларина: То есть у казанских литераторов...

 

Ирина Барметова: Да, вот вышел сейчас журнал «Октябрь» специально к этой премии, специальный номер. Посвящен казанской литературе, при том, что это актуальная казанская литература, и те, кто здесь опубликован, в этом и есть игра, молодые. Они, эти авторы, являются авторами шорт-листа для совета попечителей, которые прочитали все эти тексты и уже выбрали первых счастливчиков, которые получат «Звездный билет».

 

Ксения Ларина: И все таки я хочу сказать, коли мы об этом сегодня заговорили, ясно, что состав номинируемых в этом году понятен. А вот как дальше действительно происходит сам момент выдвижения, каким образом, как, нас же слушают сейчас в разных городах, в том числе не только в Москве и в Казани, и сразу же думают: «Ага, я вот тоже хочу поучаствовать к следующему году, что я должен для этого сделать».

 

М. Генделев: Вероятно, будет решение к следующему году – в каком следующем регионе будем выбирать наших номинантов. Мы объявим, в каком регионе это произойдет, и это чрезвычайно существенно, потому как ну, скажем так, Казань заявила о себе, что она является третьей культурной столицей России.

 

Ведущая: Это так, боюсь, что скоро она может стать чуть ли не первой, потому что только что завершился фестиваль «Золотой Минбар», кинофестиваль в Казани, который буквально там 2 или 3 раза прошел.

 

М. Генделев: И оглушительный рок-фестиваль.

 

Ксения Ларина: Рок-фестиваль! Причем это так мощно, просто поразительно, надеюсь и что «Аксенов-фест» пройдет с не меньшим успехом. Давайте мы немного расскажем про сам фестиваль, что в этом году там будет, всего 2 дня.

 

М. Генделев: Фестиваль в этом году в большей степени будет строиться вокруг премии. Тем не менее, там будет петь Андрей Макаревич. Там будет читать замечательные произведения свои Игорь Иртеньев, будет выступать писатель и философ Михаил Веллер. Там будет Евгений Попов.

Литераторы будут демонстрировать мастер-класс, там будет трио <Евгения> Борца, петь там будет гостья из Израиля Ира Долнян, то есть это большое, высокое действо, и меня очень радует даже не тот факт, что как ловко и замечательно получается, а то обстоятельство, что это, насколько я понимаю, беспрецедентно, особенно в условиях, когда все разговаривают непрерывно об экономике.

У нас стоит хорошая погода в культуре, потому как, я прошу прощения, у меня ощущения, я все-таки немного иностранец, и у меня ощущения, что в нашей русскоязычной культуре происходят не очень приятные обстоятельства, четкая утрата калибра события, калибра «кто есть кто». И, в общем, это полное безобразие. Потому как если следующее поколение забудет о факте существования писателя масштаба Аксенова, значит, простите, предыдущее поколение ничего воспроизвести не сумело. И поэтому факт преемственности в культуре, передача того, что такое цивилизация, это передача культурных ценностей из поколение в поколение <...> И в этом смысле это цивилизационная история, я абсолютно не завышаю масштаб события, но это действительно так.

 

Ирина Барметова: Я хотела сказать так:  литературным городом называл Казань казанец В. П. Аксенов, и это действительно так, поэтому второй международный фестиваль мы насытили очень много текстами Аксенова. И даже, например, мастер-классы, которые будут вестись и уже там записалось много народа, и нам пришлось отсеивать, в силу того, что просто мы не могли бы провести профессионально мастер-классы, потому что очень много людей. Темы называются по цитатам из произведений Василия Павловича. Например, свободная тема называется «Жить, как бы танцуя свинг», философская тема «Билет, но куда?», и ребята молодые записывались в эти номинации именно по этим названиям.

Второй день, то есть само вручение премии, конечно, будет идти под тексты Василия Аксенова, при том, взяты тексты из разных периодов творчества Аксенова, и вот последние по написанию романы, которые Аксенов очень ценил и ценит, и которые он считает новым своим периодом, целительным романтизмом, и вот мы еще раз посмотрели тексты, и действительно, стоит того, чтобы они прозвучали еще раз...

 

Ксения Ларина: Как они будут участвовать в фестивале, тексты?

 

Ирина Барметова: Во-первых, их будут читать писатели, которые будут выступать, т. е., например, Михаил Генделев выбрал себе стихотворение в прозе, как я поняла.

 

М. Генделев: Почему в прозе, просто стихотворение из прозы.

 

Ирина Барметова: Из прозы... Да. Веллер также выбрал себе отрывок, и будут некоторые куски, которые будут подготовлены актерами, и они так же будут читаться.

 

Майя Пешкова: Как и в прошлый раз, вечер пройдет в театре оперы? Да?

 

Ирина Барметова: Конечно. Ильсур Метшин предоставил самую лучшую площадку, и два дня мы будем выступать, и весь вообще фестиваль будет проходить в оперном театре, самой большой площадке.

 

Ксения Ларина: В прошлом году, когда он уже прошел, и закончился, мы после этого с вами встречались и вы делились своими впечатлениями, и Василий Павлович рассказывал о том, как это было здорово. Я помню, даже был замечательный какой-то, такой специальный номер журнала казанского был сделан, по прошедшему фестивалю, и вот как раз говорили о том, что как нам не хватает поскриптума, что называется, по окончанию, такой вот красивой и яркой информации для всех. Потому что для тех, кто там не был, конечно, хотелось бы увидеть в телевизоре, или в каком-то журнале, прочитать, то, что там было, услышать музыку, которая там звучала. У вас нет планов в этом году как-то представить материал после фестиваля, чтобы познакомились с ним те, кто там не побывал?

 

Ирина Барметова: Это хорошая идея.

 

Ксения Ларина: Подумайте, тот номер, который был уникальный, я помню, это казанский номер, который один, мы его тут посмотрели, а вот если бы выпустить такой же роскошный буклет? А телевидение, что, не позовете?

 

М. Генделев: Ну почему же не зовем? Зовем! Телевидение откликнулось, канал «Культура» откликнулся, так что мы ждем, обязательно. Новости бывают еще и культурные.

 

Ксения Ларина: А вот пишут нам слушатели из Перми: «Я из Перми, год назад после эфира на  Эхе, я поехал в Казань на Аксенов-фест, было замечательно. Здоровье Василию Павловичу».

 

М. Генделев: Браво!

 

Ирина Барметова: Браво!

 

Ксения Ларина: Вот так вот!

 

Ирина Барметова: Надо сказать, что иногда бывает так, что отвечают, если ты предлагаешь вот такую культурную информацию, литературную информацию, в общем-то уникальную. Вот что говорят – это не является информационным поводом, и мне жалко не себя, а жалко того человека, который об этом говорит.

 

М. Генделев: Еще я хочу сказать. Если в России есть провинция, то нельзя говорить о культурной провинции, исходя из моего большого опыта, о встрече с русской провинцией, с русскими не столичными городами. Нельзя, потому как в Казани шикарная аудитория. Я имею в виду – горящие глаза, я имею в виду – осмысленные лица, набитый людьми театр, которые пришли на культурную акцию.

 

Ксения Ларина: Кто приходит? Кстати, вот интересно.

 

М. Генделев: С удовольствием могу сказать, что не только мои ровесники.

 

Ксения Ларина: То есть это не поколенческая история, да? Самая разная?

 

М. Генделев: Конечно, история поколенческая. Тут утешаться не стоит. Но на рок-фестивали, как я понимаю, ходит и поколение next. А вот что касается литературного поколения – это люди, начиная где-то от 25 и... тинэйджеров все-таки я не видел на фестивале, не видел. Но там есть и будет джаз. Джаз не имеет возраста. Проза, она, по-моему, тоже не очень имеет возраста. Поэзия... Поэзия, вообще, вечна.

 

Ирина Барметова: Тем более, ведь кроме этих джаз-вечеров и мастер-классов, которые займут огромное количество времени 8-го числа, перед этим мы как бы нагреваем этих молодых, подогреваем их, чтобы они потом пришли на вручение премии, будут встречи в университете и вот туда ломится народ. Во всяком случае, в прошлом году висели на люстрах. И там слушали. И был у нас большой круглый стол, где просто нас не отпускали. И интересы их, и вопросы были очень осознанные. Это не «что вы пишете?» и «что вы говорите?» вот эти вот, знаете... а нюней там не было. Абсолютно осознанные, филологические вопросы. И вообще, вы знаете, это московская присказка, что Россия перестала быть литературоцентричной страной. Сейчас я, вот недавно, проехала на этом легендарно-литературном экспрессе, из Москвы во Владивосток, и я вам скажу: вся страна – литературоцентричная...

 

Ксения Ларина: Да что вы говорите... Я это поняла на нашей программе опять с Ириной Барметовой, когда мы с журналом «Урал» разговаривали. Помните? Это было поразительно совершенно. Конечно, мы здесь живем, я имею в виду себя в первую очередь, как человека отстраненного от мира, сижу здесь как в бункере и совершенно не понимаю, насколько там интересная, яркая жизнь, ни в чем не уступающая Москве. Может быть, в чем-то ее превосходящая. Я имею в виду, прежде всего, по каким-то духовным затратам.

 

Ирина Барметова: И писателем там является именно тот человек, который может ответить на их актуальные вопросы. В это совершенно точно верят. Слушают. Ждут.

 

Ксения Ларина: Давайте что-нибудь прочтем. У нас сидит здесь настоящий писатель в студии, поэт.

 

М. Генделев: Но я не очень готовился к прочтению текста и поэтому можно я кое-что скажу вместо чтения?! А сказать я хочу вот что.

Безусловно, что-то происходит в культуре и безусловно, что это может казаться кому-то процессом негативным. Я не буду говорить банальности о том, что каждое поколение считает себя последним носителем ценностей, а следующие поколение все эти ценности, конечно, потеряет или сломает. Дело в том, что что-то происходит в культуре, что кажется нам негативным, нам кажется, что молодежь перестает читать. Наверно, молодежь перестает читать. Нам кажется, что престиж некоторых жанров в литературе резко падает. Там, в 60-70 годах, было престижно быть поэтом, а на сегодняшний день поэт с точки зрения сознания общественного – лузер. И тем не менее, есть некоторые основания для оптимизма, потому как некоторые жанры уйдут с периферии, из центра внимания общества.

Когда-то поэзия носила еще и характер информации, она должна была сообщать, скажем, соседним аулам о характере военных действий. Когда-то у поэзии были обязательные функции вылизывать кому-то задницу, когда-то одним из самых популярных жанров, и правильно, являлись басни и гимны, они назывались эпическими жанрами. Баснописцы у нас известные люди, очень часто сочетаются с гимнами. Эти жанры каким-то образом уходят из периферии общественного сознания. Может быть, на самом деле. Да, может быть, сейчас лирическим жанром является ЖЖ почему-то...

 

Ксения Ларина: Потому что это единственное неподцензурное пространство...

 

М. Генделев: И это не исключено. А может, потому что это просто.

 

Ксения Ларина: Это потому что ЖЖ большой.

 

М. Генделев: Через некоторое время ЖЖ не будет отличаться от лирики. Это я по-стариковски, знаю, брюзжу. Так вот, тем не менее, есть основания предполагать, что выживаемость культуры больше, чем мы от нее ожидаем, да? Я полагаю, что произойдет в ближайшее время что-то, я имею в виду, со словесным искусством.

Я хочу сказать – провинция – это не консервы, это не место, где консервируют литературное пространство, вкусы, провинция – это откуда приходят гении. Я не верю, что где-то валяются растрепанные парни, из Татарстана немедленно попрут новые арапы менять характер литературы. И тем не менее, я думаю, что и язык Татарстана точно. И очень хочется думать, что не последнее будет то обстоятельство, которое мы собираемся делать.

 

Ксения Ларина: Жалко, ужасно несправедливо, что сегодняшний наш разговор о том, что будет происходить в Казани 7 и 8 ноября, проходит без участия Василия Аксенова. Я про это говорила и повторю, что очень надеюсь, очень хочется поверить в чудо. И что в следующем году Василий Павлович вернется в жизнь, и, может, мы с ним встретимся здесь и вместе с ним поедем в Казань. Сегодня не хватает не только писателя Аксенова, но и Аксенова-общественного деятеля, аксеновского слова, аксеновской честности. Я вспоминаю письмо с нашего сайта Президенту России с просьбой проявить великодушие и милосердие и помиловать мать двоих детей, которая находится в тюрьме и отпустить ее с миром. Письмо это подписано людьми, настоящими, их сегодня мало, но я надеюсь, что их станет больше и больше. Здесь я могу назвать Олега Басилашвили, Семена Гондлевского и Галину Волчек, Андрея Битова и Алексея Германа и его сына, не могу всех перечислить. Я очень счастлива, что могу это сказать вслух. Я уверена, что подпись Аксенова была бы первой под этим письмом. Беру на себя такую смелость, вы знаете его ближе, думаю, вы со мной согласитесь. На этом закончим нашу встречу, желаю удачи и чтобы все произошло, как вам хочется. Пусть звездный билет получают достойные люди. До встречи в Москве.

  

 


Эхо Москвы. Программа «Все на выход». 2008. 1 ноября.

 

Также по теме:
 
 
Система Orphus